Маринина Александра «Другая правда»

Рецензии Долининой И. В. на книжные новинки и специальную литературу по филологии, соционике, биоритмологии, психологии и медицине (Андреев, Дашкова, Лу Саломе, Маринина, Митрохина,Поляков и другие ).

Москва : Эксмо, 2019. – 352 с.

Пятидесятый, юбилейный роман Марининой возвращает нас к Анастасии Каменской. Полковник милиции в отставке на этот раз занимается делом, уже сданным в архив. Преступление было совершено в далеком 1998: в московской коммуналке убита семья из трех человек, подозреваемый сознался и отбывает срок

Роман построен на изучении материалов дела, которое Каменская проводит для молодого журналиста Петра Кравченко. Форма реконструкции позволяет вводить в сюжет многочисленные размышления на нравственные, исторические и профессиональные темы. Каркас повествования обрастает сентенциями о правде и лжи, пороках и добродетелях, воспоминаниями Насти о своей службе на Петровке в период лихих девяностых.

С первой главы мы окунаемся в знакомый (и от этого уютный) мир семьи Каменских, которые наконец-то накопили не только на квартиру, но и на ремонт. Незатейливое описание позволяет ощутить внутреннее состояние Насти: отголоски былого азарта и усталость, нежелание вести хозяйство и цепляние за старое, стремление докопаться до сути и физическое нездоровье. Читатель, знающий Каменскую более 25 лет, тоже не молодеет, поэтому ему обидно, что «молодежь» в лице журналиста Петра считает Палну «сушеной воблой». А ведь она и заниматься с ним начала не по своей воле, а по просьбе подруги Татьяны Томилиной. И потому в роли мудрого педагога поначалу чувствует себя не в своей тарелке.

Журналист хочет получить свою порцию славы – заново раскрыть преступление и освободить «невиновного». В течение повествования выясняется, что подобное желание двигает не только им, но является сквозным мотивом романа. Каменская и ее ученик скрупулезно изучают дело: сравнивают факты, чертят схемы, общаются со свидетелями.

В романе появляется еще одна сюжетная линия: молодая женщина, Екатерина Волохина, работает в хосписе, воспитывает малолетних родственников своего мужа, живет трудной праведной жизнью. С какого-то момента неизвестный начинает приносить ей под дверь белые розы. Катя думает, что это – благодарный жест пациентов. Каменская же проводит параллель с похожими эпизодами двадцатилетней давности. Тогда оставшийся неустановленным «злоумышленник» вскрывал квартиры, оставляя в них презент – белую розу. Дело заведено не было, так как ущерб отсутствовал.

Закон парных случаев подсказывает Насте дальнейший план действий. Она выходит на фигуру домушника, 20 лет назад обучавшего своему ремеслу нескольких парней. Анастасии удается получить список «учеников», некоторые из которых были объединены общими националистическими взглядами. С этого момента на Каменскую и Кравченко начинается давление. Круг подозреваемых сужается, и Настя подключает к расследованию своих бывших коллег.

Попутно выясняется, что Катя Волохина является дочерью очень состоятельного человека, косвенно замешенного в деле. С отцом она не общается и финансово от него не зависит, несмотря на то, что очень сильно нуждается. После того, как две основные линии повествования сходятся, читатель начинает догадываться, какой будет развязка.

Из главных героев никто не погибнет, пострадает лишь виновник интриги 20-летней давности, подстроивший обвинительный приговор. Злодея сразит инсульт, и сестра милосердия Катя вызовется бескорыстно за ним ухаживать. Мотив искупления присутствует во всех романах А. Марининой, а мотив прощения – в поздних ее произведениях.

Как изменилось творчество «королевы детектива» за последнюю четверть века? Многие критикуют автора за морализаторство, канцеляризмы, натянутость сюжета, скомканность развязки, заезженность приемов. В 90-е успех Марининой был обеспечен эффектом самоузнавания. Читатели того времени (потерянное поколение советских людей: учителя, продавцы, челноки и безработные) ассоциировали себя с ее героями.

В эпоху безвременья большая часть проблем легла на плечи женщин: бывшие совслужащие остались без средств к существованию, вынуждены были круто изменить свою жизнь и начать проявлять качества, до той поры свойственные мужчинам. Им импонировал ум Каменской, они разделяли ее нежелание заниматься хозяйством, надеялись встретить в жизни такого же любящего и снисходительного мужчину, как ее муж Чистяков.

В лихие 90-е жизнь была неспокойной. Детективы Марининой обытовляли страшное, тем самым успокаивая читателя. Ощущение ужаса прорабатывалось логическим анализом: для вычисления преступника требовалось ясное ассоциативное мышление, чем и была сильна Каменская. В криминальной обстановке тех лет требовался надежный проводник. И этим юридически грамотным проводником стала А. Маринина.

20 лет назад о психоанализе мало кто слышал, поэтому психологические портреты преступников, по крупицам составляемые Настей, учили читателя лучше разбираться в людях. В интервью «Книжному обозрению» в 2000 году Маринина признается: «Каждая моя книга – это психотерапевтическая работа. Я пишу только тогда, когда передо мной встает какая-то психологическая или этическая задача, в которой я хочу сама разобраться».

Популярность автора определилась тем, что она смогла удовлетворить запрос на гуманный детектив и создала образы людей, сумевших в условиях разрухи сохранить человечность и оптимизм. Маринина пробовала соединить не всегда соединимое: криминальный, производственный и любовный романы. В поздних текстах у нее отчетливо проявляется ностальгия по советским ценностям: коллективизму, преданности делу, критике приспособленчества, взаимопомощи.

Честертон писал о своем понимании криминального жанра: «Романтика детектива – человечна. Она основана на том, что добродетель – самый отважный и тайный из заговоров». Именно такого рода направление близко творчеству Марининой. В эпоху криминализации коррупция и беспредел – везде. В том числе и наверху милицейской иерархии. Но в отделе полковника Гордеева (Колобка) служат честные люди, связанные между собой крепкой дружбой.

Прошло четверть века: милиция стала полицией; Гордеев, Каменская, Стасов вышли в отставку. Коррупция осталась, беспредела стало чуть меньше. Насколько актуально марининское творчество в наши дни? Кто его потребляет? Однозначно – не гламурные девушки и не хайпанутые юноши. Увы, читатель постарел вместе с героиней: большей частью это пенсионерки, ностальгирующие по советскому прошлому. Но они составляют значительный слой общества, поэтому А. Маринина по-прежнему остается популярным уважаемым автором.

Тем более в последние годы она пытается выйти за жанровые рамки детектива, написав семейную сагу, психологический и мистический романы. Что из этого вышло, решает читатель – книги Марининой до сих пор выпускаются большими тиражами и раскупаются, несмотря на высокую стоимость.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.