Психотип Белладонна — Моцарт

Выдержки из книги И.В. Долининой «Великие люди глазами гомеопата».

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Он родился вылепленным из музыки.

Йозеф Гайдн

Жизненный путь и история болезни

Вольфганг Амадей Моцарт родился в Австрии в старинном городе Зальцбурге. Его отец Леопольд Моцарт служил при дворе. Он играл на скрипке, органе, писал музыку, руководил оркестром и церковным хором.

Отец рано заметил музыкальность сына и с трех лет стал обучать его игре на клавесине. У мальчика была хорошая природная беглость пальцев и абсолютный слух. С шести лет он начал писать сонаты, играть на скрипке и органе. Сочинения юного музыканта начали издавать, когда ему было всего восемь лет.

Леопольд Моцарт не хотел, чтобы жизнь сына была столь же скромной и однообразной, как его собственная. Ранний талант Вольфганга породил надежду на лучшее существование. Отец решил везти мальчика и его талантливую сестру в концертное путешествие. Поездка продлилась целых три года. Мюнхен, Вена, Париж, Лондон, Амстердам, рукоплескали маленькому гению. Вольфганг играл вместе с сестрой Анной-Марией. Концерты вызывали бурю восторга – программа поражала разнообразием и трудностью.

На клавесине дети играли в четыре руки. На скрипке и органе Вольфганг исполнял сложнейшие произведения, импровизировал на заданную мелодию или аккомпанировал известным певцам.

Знатная публика порой воспринимала маленького музыканта как игрушку для своей забавы. Вольфганга одевали в расшитый золотом придворный костюм и завитой парик. Заставляли играть по закрытым платком клавишам, или исполнять трудные пассажи одним пальцем. Любимым развлечением была «проверка слуха» – Моцарт различал одну восьмую тона.

Несмотря на любовь к музыке, маленький Вольфганг очень уставал – ведь концерты длились несколько часов. Внимание публики не заменяло домашнего душевного тепла.

Вольфганг был очень впечатлительным ребенком натурой и постоянно задавал отцу вопрос: «Ты меня любишь?». Старший Моцарт любил сына по-своему – требовательной взыскательной любовью.

Уже в зрелые годы Вольфганг продолжал побаиваться отца и не смел его осуждать. Глубина и трагизм этих отношений хорошо показана в знаменитом фильме «Амадей».

Из первого турне семья Моцартов вернулась уставшей, но прославленной на всю Европу. Десятилетний Вольфганг уже был автором симфоний и сонат для скрипки. Долгожданный отдых в родном Зальцбурге длился недолго: Леопольд Моцарт хотел закрепить успех сына и начал усиленные занятия композицией и концертными программами.

Помимо музыки мальчик с успехом овладевал иностранными языками — французским, английским, итальянским и латынью. Занимался историей, географией, арифметикой и рисованием.

Вольфгангу стали поступать заказы на сочинение музыкальных произведений. Так в двенадцатилетнем возрасте он сочинил для венского театра оперу «Мнимая простушка». Уже шла подготовка к репетициям, когда из-за околомузыкальных интриг постановка была отложена. Завистники боялись померкнуть в лучах славы юного гения и всячески препятствовали его продвижению к успеху.

Само собой, что маленький Вольфганг не понял истинной причины отказа, переживая его как профессиональную неудачу. Леопольд Моцарт принял решение отправиться вместе с сыном покорять родину оперы – прекрасную Италию.

За три года (1769-1771) Моцарты посетили Рим, Милан, Неаполь, Венецию и Флоренцию. Все концерты имели триумфальный успех. Вольфганг играл на клавесине, скрипке и органе. На выступления собиралось такое количество публики, что представители правопорядка с трудом прокладывали дорогу через толпу юному музыканту. Часто программы концертов целиком состояли из произведений самого исполнителя, который помимо всего выступал в ролях дирижера и певца-импровизатора.

К этому времени Моцарт сочинил уже восемнадцать симфоний и двадцать две сонаты. Прославленный миланский театр заказал четырнадцатилетнему Вольфгангу оперу «Митридат, царь Понтийский». Это сложное произведение было им написано всего за полгода. Опера шла двадцать раз подряд с неослабевающим успехом, а Моцарт стал получать новые заказы.

Итальянцев поражали его уникально тонкий слух необыкновенная музыкальная память. Рассказывали о таком фантастическом случае. Находясь в Риме, Вольфганг попал на исполнение многоголосного хорового произведения композитора Аллегри – «Мизерере». Оно считалось собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год.

Выносить ноты из собора, а тем более их переписывать запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но Моцарту было достаточно всего один раз услышать музыку, чтобы по возвращении домой записать все произведение по памяти. Окончательную победу гения Моцарта признала и Болонская академия, приняв в члены пятнадцатилетнего Вольфганга.

В Италии Моцарт ходил на народные праздники, посещал театры и концерты, восхищался живописью, скульптурой и архитектурой. Отец Вольфганга, счастливый успехами сына, предпринял попытку найти для него достойное место службы. Но, увы, гению, чье имя было у всех на устах, не нашлось постоянной работы. Музыканты боялись его как конкурента, а меценаты не торопились брать под свою опеку.

Тем временем в Зальцбурге скончался старый князь, и новый правитель потребовал возвращения Леопольда Моцарта, который все еще оставался придворным музыкантом.Родина встретила Моцарта неприветливо. Вольфганга хоть и назначили дирижером оркестра, но воспринимали как слугу. Для свободолюбивого и независимого юноши, познавшего к тому же огромный успех, это было абсолютно неприемлемо. Его не прельщало сочинение церковной музыки и выступление перед гостями князя.

С величайшим трудом Вольфганг получил отпуск и отправился вместе с матерью в Париж. Моцарт к тому времени был уже автором более трехсот произведений и надеялся получить заказ на оперу. Но на этот раз столица Франции оказалась глуха к гению. Он был вынужден жить в скромной гостинице, добывая средства на жизнь уроками музыки. В довершение ко всему случилось несчастье – мать композитора заболела и вскоре скончалась. Моцарт вернулся в Зальцбург.

Граф, у которого он служил, все больше стремился унизить юношу. Он не только запретил ему выезжать с концертами, но и принуждал заниматься самой черновой работой, жить вместе со слугами и обедать в людской с лакеями. В это время в Мюнхене с блестящим успехом шла опера Моцарта «Идоменей, царь Крита», но автор не мог присутствовать даже на премьере.

 

Долго продолжаться это не могло. Вольфганг подал прошение об отставке. Сначала князь ему отказал, но, видя настойчивость юноши, приказал слугам спустить его с лестницы, не расплатившись за последние месяцы. Моцарт негодовал, но ничего не мог поделать. Позже он выразил свои чувства в музыке – опере «Свадьба Фигаро», где от имени слуги вдоволь посмеялся над спесивым хозяином.

Но в дни отставки он слег с тяжелым нервным потрясением и лихорадкой. По дошедшим до нас описаниям, скорее всего это была атака ревматизма. Приютило юношу семейство Вебер. Ухаживала за Вольфгангом молодая девушка Констанция, с которой Моцарт потом обвенчался.

Женитьба не прошла для Вольфганга гладко. Некий скрипач Петер Винтер сообщил отцу Моцарта о связи его сына с молодой девушкой. А кроме этого предупредил опекуна Констанции, что с Вольфгангом «нужно держать ухо востро, он бессовестный малый и стоит ему добиться взаимности, как обесчестит девушку и бросит её».

Моцарт оправил отцу длинное письмо, сообщая, что, желая положить конец грязным намекам, предлагает Констанции руку и сердце. «Я составлю официальную бумагу, что обязуюсь в течение трех лет вступить в брак с мадемуазель Вебер; если же какие-либо события не позволял мне осуществить это намерение, я буду выплачивать ей ежегодно по триста гульденов. Мне легко поклясться в этом, ведь я не брошу Констанцию. А если найдет затмение, и я изменю свое намерение, то останется только радоваться, что за триста гульденов могу освободиться от нежелательной женитьбы. К тому же Констанция слишком горда, чтобы взять от меня деньги при таком повороте событий». Действительно, девушка сказала возлюбленному, что ей не надо никаких письменных заверений, разорвала «контракт» на мелкие клочки и бросилась Моцарту на шею. Вскоре они поженились.

С 1781 года и до конца своих дней композитор жил в Вене. «Счастье мое начинается только теперь», – писал он своему отцу. И действительно, последующие десять лет были годами наивысшего расцвета его таланта. Он создал девятнадцать опер, около пятидесяти симфоний, около тридцати концертов, множество сонат, фантазий, вариаций, рондо и менуэтов.

Моцарт, в отличие от своего отца, не был способен к планированию своей жизни, не умел зарабатывать и правильно тратить деньги. Когда они вдруг заканчивались, он отправлял жалобные просьбы друзьям и меценатам. Вот, например, что пишет Вольфганг своему собрату по масонской ложе Пухбергу: «Только Ваша истинная дружба и братская любовь дают мне смелость просить Вас об очень большом одолжении. Я помню, что должен Вам восемь дукатов. Но мало того, что в настоящий момент я не в состоянии вернуть их Вам, мое доверие к Вам так велико, что я рискую обратиться с просьбой одолжить мне до будущей недели (когда я начну давать концерты в казино) еще сто форинтов. К этому времени у меня окажутся на руках деньги, которые я должен получить по подписке, и тогда я без малейшего труда верну Вам сто тридцать шесть форинтов…»

Правда, вернуть долг в срок у Моцарта не получилось. За первым письмом последовало второе, затем третье. За полтора года оказалось более десяти. Зарабатывал композитор немного. Директора театров делали на его сочинениях целые состояния, расплачиваясь с автором лишь скромным гонораром за партитуру. А издатели часто публиковали и продавали сочинения великого маэстро без всякого с ним согласования.

С другой стороны, нельзя сказать, что Моцарт зарабатывал так мало, чтобы на эти средства нельзя было прожить. Его оклад в Зальцбурге был приравнен к жалованию надворного советника, он давал платные концерты и уроки музыки. Но маэстро никогда не копил денег, а сразу тратил их на еду, одежду, нотную бумагу и игру в бильярд.

Жена Констанция была еще совсем юной и целиком подчинялась богемному образу жизни своего мужа. Поэтому деньги заканчивались так же внезапно, как и появлялись. Вольфганг так и остался в душе наивным ребенком – непрактичным, доверчивым, радующимся каждой «новой игрушке». Он был невысок ростом (всего 162 см), худощавым, с тонкими подвижными чертами лица, большим носом с горбинкой и выразительными серыми глазами.

Чем более глубокую музыку создавал композитор, тем меньше её понимали. Конечно, оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» имели неизменный успех. Но другие произведения часто оставались невостребованными. Император, при дворе которого Моцарт числился сочинителем танцевальной музыки, любил говаривать: «Ужасно много нот, сделайте поменьше». Мизерное жалование композитора постоянно требовало дополнительных заработков, и Вольфганг в течение всей жизни подрабатывал частными уроками.

Из композиторов-современников только Гайдн в полной мере оценил талант Моцарта. Он был на двадцать четыре года старше Вольфганга, но пережил его на восемнадцать лет. Знакомство музыкантов состоялось в 1786 году. Моцарт посвятил Гайдну шесть квартетов, а тот называл своего коллегу величайшим из композиторов.

Последним произведением Моцарта стал «Реквием». В то время Вольфганг был уже болен – его беспокоила неясная лихорадка, бессонница и тревожные предчувствия. Однажды маэстро посетил незнакомый, одетый во все черное человек, который, не называя своего имени, сделал заказ на траурное сочинение. Моцарт не знал, что никакой мистики здесь нет. Просто один состоятельный граф хотел исполнить реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Впечатлительному Вольфгангу казалось, что он пишет реквием на свою кончину.

И действительно, создание этого произведения отняло у маэстро последние силы. Он даже не смог присутствовать на представлении своей оперы «Волшебная флейта». Пылая в жару, Моцарт лежал и бредил «черным человеком». Для исцеления больного врачи применили излюбленный в то время метод – кровопускание. Однако оно не помогло Вольфгангу, а лишь ускорило его конец.

В день смерти гению было всего тридцать пять лет. Обстоятельства сложились так, что большинство друзей не было извещено о похоронах. Его тело погребли в общей могиле в присутствии всего нескольких человек…

Зато сейчас Моцарта во всем мире любят миллионы людей. Его музыка близка и понятна каждому. Не так давно в арттерапии появился термин «эффект Моцарта». Было доказано, что прослушивание его сочинений оказывает гармонизирующее влияние на весь организм, улучшает пространственное восприятие и придает четкость мыслям. Так через столетия музыка гения оказывает целительное действие на тело и душу человека.

Размышления над гомеопатическим диагнозом.

Подробное патографическое исследование болезней Вольфганга Амадея Моцарта сделано известным немецким профессором А.Ноймайром. Он пришел к выводу, что композитор страдал ревматизмом и умер от его осложнений, а также вследствие неправильного лечения.

Непосредственной причиной смерти могло послужить кровопускание, сделанное за два часа до трагического исхода.

Вспомним патогенез ревматизма и соответствующие факты из биографии Моцарта. Ревматизм – это системное воспалительное поражение соединительной ткани с преимущественной локализацией процесса в сердечно-сосудистой системе и опорно-двигательном аппарате. При этом могут поражаться и другие органы: мозг, почки, печень.

Первичная ревматическая атака бывает обычно в подростковом возрасте. К распространенной ранее теории о стрептококковой этиологии болезни добавились аллергическая, инфекционно-токсическая и даже вирусные версии.

Вольфганг Моцарт еще в шестилетнем возрасте перенес тяжелую скарлатину. Как известно, её возбудителем являются токсигенный стрептококк группы А. Таким образом, композитор был сенсибилизирован уже в раннем детстве. Позже он несколько раз переносил ангины и стоматиты, а также переболел ветрянкой.

В течение жизни у Моцарта было минимум три ревматические атаки. В ноябре 1791 года у него случился приступ ревматической лихорадки с острым ревматизмом суставов.

Болезнь началась с отека ног и сильных болей, которые ухудшались от любого движения. Первый препарат, о котором в подобном случае вспоминает гомеопат – это бриония. Моцарт страдал обильным потоотделением, напрямую не связанным с колебаниями температуры (белладонна, бриония, меркуриус, рус, хина и др.). Первоначально заболели суставы ног, а затем рук (ледум, сульфур).
Температура была высокой, но сознание Моцарта оставалось ясным. Язык был обложен темно-коричневым налетом (бриония). Маэстро предчувствовал кончину и накануне сказал другу: «У меня привкус смерти даже на языке».

Лечил Моцарта доктор Клоссет, ученик и последователь доктора Штоля. Этот эскулап рекомендовал в случае ревматической лихорадки следующий метод лечения: «После предварительного кровопускания давать много солевого питья, чтобы вызвать рвоту, и потом держать тело больного открытым». Понятно, что такого рода мероприятия в большинстве случаев только ухудшали состояние пациента и приближали его кончину. А если болезнь и отступала, то не благодаря лечению, а вопреки ему.

Ведущим симптомом при ревматизме является поражение сердца. На первом месте – это миокардит, на втором – эндокардит, реже бывает перикардит. Диагностическими клиническими критериями ревматизма являются: боли в области сердца, одышка, сердцебиение, тахикардия, проявления недостаточности кровообращения.

История болезни Моцарта не содержит ссылок на эти симптомы. С учетом того, что до своего последнего заболевания он был очень подвижен, любил танцы, гимнастику и верховую езду, ревматизм не коснулся его сердца (или этот процесс был вялотекущим).

Причиной смерти композитора, скорее всего, явилось поражение головного мозга и инфекционно-токсический шок. В наши дни подобный исход ревматизма маловероятен, но еще в девятнадцатом веке (не говоря уже о времени Моцарта) врачи нередко сталкивались с подобным молниеносным течением заболевания.

Доктор Иохман в 1911 году писал об участи мозга в острой ревматической лихорадке: «Из проявлений со стороны центральной нервной системы в первую очередь надо назвать состояния возбуждения, которые у особо чувствительных людей наступают как следствие сильных болей и под влиянием токсических воздействий.

Примечательными являются те своеобразные случаи ревматизма, которые из-за сложных симптомов мозга называют церебральными. Это опасное состояние с лихорадкой до сорока градусов может сопровождаться сильным моторным беспокойством, судорогами и сумеречным состоянием сознания. Пульс больного слаб и неравномерен. Через несколько часов наступает смерть».

С учетом характера последнего заболевания Моцарта, уместно привести дифференциальный диагноз между брионией и белладонной. Лихорадка брионии характеризуется (по Э.Фаррингтону): частым, сильным, напряженным пульсом; выраженной головной болью с болями в глазах; сухостью во рту; покраснением лица; носовыми кровотечениями; ухудшением всех симптомов от любого движения.

Лихорадка белладонны характеризуется: ощущением жара в голове, в то время как ноги остаются холодными; жестокими головными болями; выраженной пульсацией сонных артерий; покраснением глаз и расширением зрачков; буйным поведением больного или наоборот состоянием оцепенения; обильным горячим потом, не облегчающим состояние пациента. Последнее описание практически полностью совпадает с записями врачей, находившихся у постели больного Моцарта.

Но была ли Белладонна конституциональным средством композитора? Шанкаран пишет: «Внезапность – одна из главных характеристик этого лекарства. Все его события происходят приступообразно… Белладонна бывает довольно веселой. Она может танцевать, смеяться, петь, чувствовать беззаботность и жизнерадостность. Но когда наступает приступ, появляется страх, возбуждение, пульсация сонных артерий, сердцебиение и ощущение внезапной опасности».

У Моррисона мы можем прочитать, что Белладонна – это конституциональный тип здорового, полного жизни человека. Его болезни наступают внезапно и характеризуются интенсивностью симптомов. При артритах – суставы распухшие, красные, хуже от движения и холодных компрессов (Моцарт сбрасывал холодные повязки, которые делали ему врачи). При менингите – очень высокая температура, расширенные блестящие зрачки, голова горячая, ноги холодные, невыносимые головные боли и судороги. Болезнь налетает как гроза и заканчивается либо выздоровлением, либо гибелью больного.

Суммируя данные многих гомеопатических источников, можно представить себе образ Белладонны. Такой человек наделен личным магнетизмом и в здоровом состоянии производит очень гармоничное впечатление. Он красив и придает большое значение своей внешности (вспомним непомерные траты Моцарта на одежду и парики). В душе всю жизнь остается ребенком: любопытен, порой беспечен, экзальтирован, любит шутки и розыгрыши.

Белладонна живет в мире, полном сказочных грез. Она изящна, утончена, любит восхищение и обожание. В быту непрактична, зато талантлива во многих областях искусства. Творчество Белладонны отмечается изысканной легкостью и становится подлинным эталоном красоты, любимым всеми.

Таким был Вольфганг Амадей Моцарт – гением, обласканным публикой и умершим в нищете, ставшим гордостью всего человечества.

 

Подробнее в книгах Долининой И.В. «Характер и здоровье», «Узнай свой тип и вылечись», «Великие и гомеопатия».

Курсы по гомеопатии для врачей

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.