Психотип Игнация, психотип Ликоподиум — интровертная интуиция

Соционическая интуиция тесно связана с понятием «время». Но если экстравертную можно соотнести с моментом времени (благоприятным или неблагоприятным), то интровертную – с течением времени. Это умение делать прогноз, чувствовать динамику развития событий, соотносить временные отрезки, в исключительных случаях – проникать в надвременную Реальность (шестое чувство, озарение).

В.В. Гуленко в книге «Структурно-функциональная соционика» характеризует интровертную интуицию как динамическую функцию: «Это предчувствие или предвидение перемен. Трансформация внезапно всплывающих образов. Переход противоположностей друг в друга. Рассматривание любого явления в постоянном развитии: от рождения к становлению, от расцвета к перелому и постепенному угасанию. Выделение связующих переходных форм, что размывает контуры структурированного объекта. Фокусирование не на центре, а на периферии сложного целого. Способность видеть вероятность и многочисленные нюансы».

Далее В.В. Гуленко рассуждает об интровертной интуиции как о пассивной функции: «Это восприятие и интерпретация знаков, символов и сновидений. Покорность судьбе, ожидание чуда, знамения, откровения. Приспособление к превратностям существования. Предчувствие надвигающихся событий и удаление от источника опасностей».

В.В. Гуленко подчеркивает, что оценка активности и пассивности в соционике не связана с бытовой трактовкой этих понятий. Индивид, пассивный в активной ситуации или, наоборот, активный, когда обстоятельства требуют пассивности, не может проявить себя гармонично. Интуиция времени относится к пассивно-динамическим состояниям. Продолжаем цитировать В.В. Гуленко: «На интеллектуальном уровне интровертная интуиция формирует наиболее абстрактный тип мышления, который отражает обусловленные временем глобальные процессы внешнего мира. В основе этого мышления лежит закон энтропии – неуклонный переход от более организованных форм жизнедеятельности к более хаотичным и упрощенным. Рождение, становление, смерть и новое рождение в иных формах – вот какая информация обрабатывается интуицией времени. Если интуиция возможностей означает получение сведений из подсознательных слоев психики, то интуиция времени связана с поступлением знаний извне. Мышление по интуиции времени происходит в динамических зрительных формах. Глаза при этом поднимаются вверх и совершают большие колебания, словно пытаются проследить за движением образа».

«В социуме человек с развитой интровертной интуицией может прогнозировать всю социально-психологическую динамику коллектива, являясь чутким индикатором изменений. Такого индивида может ожидать участь пророка или жертвы, которую обвиняют в общих неудачах».

«В психологическом плане состояние работающей интровертной интуиции переживается именно как виктимность (жертвенность). Такого человека тянет к загадочному, потустороннему, трансцендентальному. <…> Он ощущает подвластность судьбе, отсутствие свободы воли, жизнь по велению высших сил. Вероятно, поэтому он наиболее подвержен гипнозу и имеет желание быть загипнотизированным».

«Один из важнейших признаков мощного включения интуиции времени – это резкое снижение ощущений своего тела. Человек не испытывает болевых ощущений, не может радоваться плотским наслаждениям. Безжизненность тела проявляется в его хрупкости бледности, ощущении внутренней пустоты. Движения в этом состоянии равномерно замедленные и плавные. Глаза у такого человека печальные, он словно видит сны наяву».

Дополним вышеизложенное цитатой из книги Е.С. Филатовой «Искусство понимать себя и окружающих»: «Главный фокус, на который направлено сознание интровертного интуита – это образ, созданный его собственным воображением. Все, что относится к реальному миру – лишь повод, строительный материал для этого образа или отклик на него. Все остальное часто проскальзывает мимо сознания (отсюда мнение об интровертных интуитах как о чрезвычайно рассеянных людях). Созерцание собственной глубины – вот занятие, которому охотнее всего предается человек этого психотипа. Однако, интровертный интуит способен улавливать и реальность. Он может предсказать результат какого-нибудь процесса, рассмотрев его внутренним взором. Неудивительно,что среди интровертных интуитов немало художественно одаренных людей (поэтов, живописцев, композиторов), а также религиозных деятелей. Но самый распространенный тип таких людей – фантазер и мечтатель, идеализирующий действительность, плохо к ней приспособленный и не желающий с ней считаться».

Какие же гомеопатические типы имеют интуицию времени в качестве программной функции? По мнению автора данной статьи, это Игнация (интуитивно-этический интроверт) и Ликоподиум (интуитивно-логический интроверт). На вторых ролях (в виде творческой функции)интуиция времени проявляется у Лахезиса (этико-интуитивного экстраверта) и Сульфура (логико-интуитивного экстраверта). В качестве ролевой маски (третьей функции) — у Пульсатиллы (сенсорно-этического интроверта) и Сепии (сенсорно-логического интроверта).

В гомеопатической литературе мы можем обнаружить проявления интуиции времени. Например, что касается Игнации, А.В. Высочанский в «Психологических типах в гомеопатии» отмечает: «Женщины этого типа могут выглядеть странно и экстравагантно. Чаще всего это представители творческих профессий (Музыканты, художники) с развитым воображением». Р. Моррисон в «Новейшей Materia medica» сообщает: «Это тип романтика и идеалиста во всех своих отношениях с миром». И.В.Тимошенко в «Materia medica ситуаций» сообщает: «Завышенные идеалы, романтические разочарования, интроверсия, склонность к секретам, тайнам, скрытности». По мнению автора данной статьи. Игнация чаще выступает как этический подтип интуитивно-этического интроверта. Отсюда происходит известная любому гомеопату симптоматика, касающаяся игнацийных эмоций: они «заперты, то совсем скрыты то прорываются бурной волной, то парадоксальны по своему выражению». 

Переходим к типу Ликоподиум. Он тоже имеет интуицию времени в качестве программной функции. А.В. Высочанский пишет о консерватизме Ликоподия, но ведь это ничто иное, как развитая интуиция времени, нацеленная на отрицательный прогноз. По его словам, «из-за тревожных предчувствий этот тип нередко боится новых начинаний, не склонен увлекаться сомнительными перспективами. У декомпенсированного Ликоподия негативная симптоматия усиливается: «часто предается воспоминаниям о неприятных событиях прошлого». Ликоподиум,в отличие от Игнации, имеет деловую логику в качестве второй, творческой функции. Благодаря этому он способен проявлять себя в бизнесе, юриспруденции, системном анализе событий и времени. У обоих типов основные нарушения происходят на уровне супер-эго. У Игнации таким образом затрагивается сенсорика ощущений (третья функция, ролевая маска) и деловая логика (точка наименьшего сопротивления). Симптомы обостренной сенсорики ощущений: хуже после еды, непереносимость табака, запахов, прикосновений, страхи узких тесных мест, болезни, смерти. Симптомы пораженной деловой логики: сверхдобросовестность, ум приходит в смятение, путаются представления, ранее разложенные по полочкам, утрачивается здравый смысл. Прочая игнацийная симптоматика имеет отношение уже к другим уровням и будет рассмотрена нами позже. 

У Ликоподиума нарушения на уровне суперэго затрагивают сенсорику ощущений (третья функция, ролевая маска) и этику эмоций (точка наименьшего сопротивления). Симптомы обостренной сенсорики ощущений: «Пациент не может назвать свои жалобы, а тем более указать модальности, при этом у него сверхчувствительность органов чувств, гиперсексуальность в молодость и холодность в зрелом возрасте, ипохондрия». Симптомы пораженной этики эмоций: гневливость, вспыльчивость, грубость, неприязнь к домашним, плаксивость, обидчивость, «сдерживаемое дурное настроение может прерываться приступами эксцентричного веселья с непроизвольным смехом, насвистыванием и жужжанием <…>, когда к нему обращаются с серьезным вопросом» (по А.В.Высочанскому). Прочая ликоподийная симптоматика имеет отношение уже к другим уровням и будет рассмотрена нами позже.

Определенный интерес представляет рассмотрение интуиции времени в качестве второй функции у указанных выше типов Лахезис и Сульфур. Лахезис (этико-интуитивный экстраверт) чаще всего выступает в роли этического подтипа, поэтому его интуиция времени может тонуть в буре эмоций. Однако, именно интуиция играет роль творческой функции. Обратимся к гомеопатической литературе. А.В. Высочанский в «Психологических типах в гомеопатии» отмечает: «почти пророческое проникновение в будущее, быстрое схватывание сути проблемы, творческий подход к делу, ощущение себя находящимся под воздействием более могущественной силы, под сверхчеловеческим управлением».

Что касается типа Сульфур, то в главе «Экстравертная (деловая) логика» мы относили его к типу логико-интуитивный экстраверт с выделением двух подтипов. В этой главе описывается первый, логический, подтип. Сейчас уместно вспомнить о втором – интуитивном. Р. Моррисон в «Новейшей Materia medica» пишет: «Философский тип Сульфур – глубокий мыслитель, отстраненно изучающий абстрактные вопросы. Его самое сильное стремление – найти некое истинное знание <…> Он думает сразу о многих проектах, но редко осуществляет их». И.В.Тимошенко в «Materia medica ситуаций» отмечает: «Озабочен великими идеями о перестройке мира, имеет пророческие сны, впадает в экстаз».  


(Здесь и ранее использованы картинки художника
под ником Мамору Чиба. vk.com/id_mamoru_chiba)

Интересно коснуться характеристики интуиции времени в роли третьей функции (У Пульсатиллы и Сепии). Симптомы ролевой маски Пульсатиллы: покорность судьбе, причудливые религиозные представления, размышления о Священном Писании. Напомним, что Пульсатилла – это сенсорно-этический интроверт.

Несколько по-иному ведет себя ролевая маска Сепии (сенсорно-логического интроверта: страх привидений, прошлые неприятности постоянно терзают воображение, беспокоят тревожные мысли о грозящих бедствиях, все кажется незнакомым (по А.В. Высочанскому).

Продолжение следует…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.