Психотип Фосфор, психотип Белладонна — экстравертная интуиция

Понятие «интуиция» в соционике не совпадает с бытовым представлением об этой категории. Специфике понимания термина «интуиция» в книге В.В.Гуленко в «Структурно-функциональной соционике» уделен целый раздел. Автор отмечает, что интуиция – это иррациональная функция, но не всякое иррациональное есть интуиция (например, сенсорика – это тоже вид иррациональности).

В быту интуитивным могут назвать любое спонтанное действие. В соционике, напротив, отработанные до автоматизма действия имеют отношение к сенсорике. Обиходная речь не делает различий между «интуицией» и «чувствами». «Чувствовать» человек может этически, сенсорно или интуитивно.

В.В. Гуленко пишет: «Интуиция соционическая – это приблизительно то, что подразумевали под этим термином Декарт и Спиноза, Кант и Шеллинг. Интуиция по Декарту – это ясные, самоочевидные представления ума, из которых потом посредство дедукции выводятся следствия. Спиноза определял интуицию как непосредственное усмотрение истины целостное восприятие сущности явления».

«Иррациональное начало психики по Фрейду, которое он назвал словом «Ид» («оно») – это сенсорная, животно-инстинктивная составляющая человека. Несмотря на свою бессознательную иррациональность, в ней нет ничего интуитивного. Интуиция таким образом, — диаметральная противоположность инстинкту».

В.В. Гуленко характеризует экстравертную интуицию (интуицию возможностей): «Это проникновение в неизменную суть вещей и явлений. Определение потенциальных возможностей. Решение парадоксов, открытых универсальных законов. Умозрительное постижение сложностей образа. Является результатом сплава нестойких динамических образов, которые отражают отдельные стороны запутанного процесса».

Далее автор рассматривает интуицию как активную, экстравертную функцию: «Это активное извлечение информации из подсознания. Распутывание сложных вопросов путем догадок. Поиск принципиально новых подходов. Открытия и приобретения, которые переворачивают устоявшиеся представления. Жажда познания глубинных законов и объективных первопричин».

В.В. Гуленко расширяет понятие об интуиции возможностей как об одном из вариантов активно-статического состояния: «В состоянии интуиции возможностей человек черпает из глубин своего интеллекта ответы на парадоксальные вопросы, перед которыми логика бессильна. Смутные визуальные картины синтезируются в сложный комплекс, который, уплотняясь, в какой-то миг озаряется яркой вспышкой света – интуитивной догадкой. В этот момент глаза человека застывают на среднем уровне, зрачки расширяются, взгляд расфокусирован.

В социуме такой человек может выступать как генератор идей. Он не переносит стандартной, рутинной, монотонной работы. Психологически в состоянии «работающей» интуиции возможностей человек имеет внешнюю отрешенность при глубоком внутреннем сосредоточении. На физическом уровне поведение такого индивида может выглядеть нестандартно: напряженные лицевые мышцы вокруг глаз, сдвинутые к переносице брови, тело, замершее в малоудобной позе. Но когда идея, наконец, оформляется, статика сменяется бурной эмоциональной динамикой».

Дополним характеристику экстравертного интуита по книге Е.С. Филатовой «Искусство понимать себя и окружающих»: «Представитель этого психотипа всегда открыт всему новому, необычному и удивительному. У него творческий склад ума, умение видеть глубинную значимость явлений, предметов, людей. В его голове возникает множество разнообразных идей. Часто это изобретатель, исследователь, путешественник или авантюрист».

О каких типах вспоминает гомеопат, знакомясь с подобной характеристикой? Скорее всего, о Фосфоре или Белладонне. Начнем с первой версии. Доказательства программности интуиции возможностей у Фосфора: «Иногда он слишком открыт для впечатлений, будто границы его личности прозрачны. Ему снятся вещие сны, он может испытывать ощущение ясновидения. Страстное желание получения новых возможностей» (Ян Схолтен). «Интерес к способам достижения успеха, увлечение всем новым, неизведанным, вихрь идей, стремление быть оригинальным» (А.В. Высочанский).

По мнению автора данной статьи, гомеопатический Фосфор – это интуитивно-этический экстраверт. Примеры тому, что его творческой функцией является этика отношений, можно найти в любом гомеопатическом источнике. И.В. Тимошенко в «Materia Medica ситуаций» отмечает: «Приветливый, симпатичный, экспрессивный, коммуникабельный». Ян Схолтен в «Гомеопатии в элементах» пишет: «Наслаждающийся ощущениям, обмен с другими людьми, смена любовных объектов, множество друзей и приятелей».

К какому же типу можно отнести гомеопатическую Белладонну? По мнению автора данной статьи к интуитивно-этическому экстраверту. Разница между ней и Фосфором будет в том, что Белладонна – это интуитивный подтип, а Фосфор – этический.

Итак, проверим по гомеопатическим источникам яркость выраженной интуиции возможностей у Белладонны. Эта функция «переполнена», особенно в период острых заболеваний. А.В. Высочанский пишет: «Ее воображение наводняется поступающими галлюцинациями, ужасными видениями». И.В. Тимошенко отмечает: «Иллюзии: видит великанов, видит солдат, видит черных животных, собак, насекомых, видит сверкающие предметы, людей в фантастических костюмах» и прочее.

Избыточная энергия сбрасывается у Белладонны в значительной мере через третью функцию – волевую сенсорику. Отсюда «гипер-симптоматика» по экстравертной сенсорике. Ф. Моррисон в «Новейшей Materia Medica» пишет: «Болезнь налетает как гроза – внезапно, с высочайшей температурой и очень интенсивными физическими симптомами. Часто воспаленная область излучает жар, похожий на огонь… Желание ударить, укусить, вцепиться в волосы, плеваться. Судороги».

А.В. Высочанский в «Психологических типах в гомеопатии» отмечает: «Её реакции внезапны, глубоки, сильны, но не продолжительны. При заболевании становится буйной, дерется, кусается, рычит, лает как собака, неистовствует и стремится к насилию. Тяжело страдает и стонет. Постоянно порывается убежать, выпрыгнуть из окна. Возбуждение может дойти до такой степени, что больного связывают».

Мы рассмотрели типы, у которых интуиция возможностей (экстравертная) является программной (первой) функцией. Каким же образом она видоизменяется, будучи второй (творческой) функцией? Примерами могут служить Силицея и Плюмбум. По мнению автора данной статьи, первый тип соотносится с соционическим этико-интуитивным интровертом, а второй – с логико-интуитивным интровертом.

В книге Яна Схолтена «Гомеопатия и элементы» можно обнаружить симптоматику, указывающую на наличие у Силицеи интуиции возможностей в роли второй функции. В первую очередь, это нежелание сравнивать свои возможности с возможностями окружающих. Силицея опасается, что сравнение будет не в ее пользу, поэтому она не переносит критику.

Из-за нечеткости ощущения своих возможностей, Силицея может принять навязанную роль (в семье или на работе). Страхи: неопределенности, экзамена, неуверенности, будущего, незнакомцев, путешествия также говорят о напряженной интуиции возможностей (ведь все вышеперечисленное испытывает ее на крепость).

В этой же монографии Яна Схолтена можно обнаружить симптоматику, указывающую на наличии интуиции возможностей у Плюмбума в роли второй функции (напоминаем, что в отличие от этика-Силицеи, Плюмбум – логик). Это: интерес к религии, философии, духовному развитию.

Схолтен описывает этот тип на излете карьеры, когда остается «видимость возможностей» при реальном их отсутствии: «директор в заключительные дни руководства, король перед свержением… Он перестает видеть суть намерений людей, которые предстают перед ним как куклы… Развивается подозрительность, снится, что среди сзади головы есть еще одна пара глаз. И это не удивительно, потому как существует реальная угроза, что его отодвинут в сторону или даже убьют».

Логика отношений (ведущая функция Плюмбума) не способна подсказать ему истинную расстановку симпатий – антипатий. Проблемы Плюмбума коренятся на уровне супер-эго (этика отношений, волевая сенсорика).

Проблемы же Силицеи выражены в основном на уровне супер-ид (деловая логика, сенсорика ощущений). Более подробно на симптомах, связанных с этими нарушениями, мы остановимся, когда будем детально описывать каждый гомеопатический полихрест в ракурсе соционики.

Подробнее о соционике в гомеопатии на авторских курсах И.В. Долининой

Запись на лечение 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.