Гомеопатия находится на том этапе развития, когда накопленные данные требуют логического осмысления и проведения параллелей с другими науками. Некоторыми исследователями делались попытки корреляций с психиатрией и психологией. Автору представляется перспективным анализ гомеопатических типов с точки зрения соционики.
Соционика берет начало с швейцарского ученого К.Г.Юнга, который ввел в психологию принципиальные новые понятия о типических процессах восприятия (ощущение, интуиция) и суждения (мышление, чувство). Путем длительных наблюдений было выявлено, что индивид использует одну из функций каждой пары чаще, чем противоположную. Таким образом эта функция становится более осознаваемой, а полярная ей функция уходит в «тень», в бессознательное.
Приоритетное развитие одной из функций определяет принадлежность к одному из психологических типов. В зависимости от характера ведущей функции Юнг различал 2 класса типов: рациональные и иррациональные. К первым принадлежат мыслящий и чувствующий типы; ко вторым – интуитивный и ощущающий. Кроме того, Юнг описал две установки – экстравертную (с направленностью во внешний мир) и интровертную (с направленностью во внутренний мир).
Сегодня в соционике для обозначения функций используются несколько иные термины, чем у Юнга: логика (мышление), этика (чувство), сенсорика (ощущение), интуиция.
Наиболее известно и общеупотребительно деление на экстравертов и интровертов. Юнг считал, что «экстраверсия есть переложение интересов от субъекта к объекту». Картина мира для экстраверта складывается из внешних впечатлений. При уменьшении их интенсивности, он испытывает дискомфорт. Если у экстраверта возникают неприятности, он ищет их причину во внешнем мире и старается ее устранить.
Производит впечатление активного человека, охотно делится полученной информацией. По Юнгу – «стремится себя во всем растрачивать и распространять». Экстраверсия не связана напрямую с коммуникабельностью. Например, гомеопатический тип Пульсатилла может быть очень общительным, оставаясь при этом интровертом.
В гомеопатической типологии к экстравертам можно отнести типы: Аконит, Аргентум нитрикум, Бриония, Лахезис, Нукс вомика, Туберкулинум, Фосфор, Цимицифуга и ряд других.
В случае интроверсии, по Юнгу, «мотивирующая сила принадлежит субъекту, а объекту – лишь вторичное значение». Интроверту совершенно необходимо иметь личное время. Уединение для него – это способ отдохнуть, лучше понять себя и окружающий мир. Если интроверту не задавать вопросов и не побуждать к активным действиям, он может длительно не проявлять инициативы.
Новую информацию извне он воспринимает медленней, но осмысливает глубже, чем экстраверт. Интроверт относит свои проблемы к себе самому, плохо осознавая, что могут быть внешние независимые обстоятельства.
В гомеопатической типологии к интровертам можно отнести типы: Игнация, Кальциум карбоникум, Бариум карбоникум, Кониум, Ликоподиум, Натриум муриатикум, Сепия, Силицея, Стафизагрия и ряд других.
Юнг разделил все психологические функции на классы – рациональные и иррациональные. Мышление (логика) и чувство (этика) рациональны. Сенсорика (ощущение) и интуиция – иррациональны.
Для рационалов характерно стремление к порядку и определенности. Их тревожат невыполненные дела и нерешенные вопросы. В своих планах они стараются идти до конца, решения меняют неохотно, плохо переносят неожиданности.
В гомеопатии рационалами являются: Арсен, Аргентум нитрикум, Бриония, Натриум муриатикум и другие.
Иррационалы более гибкие, они легко перестраиваются, поступая по ситуации. У иррационала меньше жестких установок, он любит перемены и неожиданности. Несмотря на способность к планированию, многое оставляет на волю случая, не сковывая себя излишними рамками.
В гомеопатии иррационалами являются: Нукс вомика, Игнация, Ликоподиум, Фосфор,Туберкулинум и другие.
К рациональным функциям относятся: мышление, которое основано на логических, объективных критериях, а также чувство, которое представляет собой оценочное суждение. Оба вида функций могут быть в экстравертном или интровертном вариантах.
Экстравертная логика – это познание фактической информации, набор знаний и умений. Является ведущей функцией у гомеопатических типов Бриония, Сульфур («деловая логика»). Интровертная логика – это познание иерархических логических структур, способность к систематизации. Является ведущей функцией у гомеопатических типов Арсен, Аурум («структурная логика»).
Экстравертная этика – это эмоциональная оценка объекта и ситуации. Является ведущей у Лахезиса, Цимицифуги («этика эмоций»). Интровертная этика – это выражение собственного отношения к объекту и ситуации. Является ведущей у Натриум муриатикум, Силицеи («этика отношений»).
Экстравертная сенсорика – это воздействие на внешний мир, захват пространства. Стоит на первом месте у Нукс вомики, Аконита («волевая сенсорика»). Интровертная сенсорика – это восприятие своих ощущений от окружающего мира. Стоит на первом месте у Кальциум карбоникум, Сепии, Пульсатиллы («сенсорика ощущений»).
Экстравертная интуиция – это восприятие потенциальных возможностей объекта или ситуации. Стоит на первом месте у Фосфора, Туберкулина («интуиция возможностей»).
Интровертная интуиция – это восприятие скрытых временных процессов, «внутреннее время». Стоит на первом месте у Ликоподиум, Игнации («интуиция времени»).
Действие тех или иных функций отражается в поведении человека, его установках, стиле жизни. У каждого типа присутствуют все 8 функций, однако проявляются они в разной степени. Каждая функция занимает определенную позицию, расположенную на одном из четырех психических уровней: эго, суперэго, суперид, ид.
Эго – это ядро психической структуры. По его функциям индивид наиболее уверенно взаимодействует с окружающим миром. Это программная (первая) и творческая (вторая) функциия.
Программная функция – самая сильная в структуре психики. Она связана с осознанными преимуществами, врожденным профессионализмом, основными ценностями индивида.
Творческая функция (реализационная, инструментальная) является более мобильной, чем программная, и служит ее качественной характеристикой.
В расположении этих двух функций заложена формула типа. Например, интуитивно-логический интроверт (Ликоподиум), сенсорно-этический интроверт (Пульсатилла), этико-интуитивный экстраверт (Лахезис), сенсорно-логический экстраверт (Нукс вомика).
Суперэго – это уровень осознанного несовершенства. По двум его функциям индивид старается изо всех сил быть не хуже других. Это нормативная (третья) и мобилизационная (четвертая) функции.
Нормативная (контактная, ролевая) функция развивается человеком в течении всей жизни. Успехи по ней наиболее приятны – это ролевая маска. Логик всегда хочет казаться этиком, а сенсорик – интуитом (и наоборот).
Мобилизационная («зона страха») функция – это точка наименьшего сопротивления (ТНС), место формирования комплексов и страхов.
У каждого типа своя ТНС: у Арсена – интуиция возможностей (впадает в панику при непредвиденном развитии ситуации, имеет двигательное беспокойство), у Ликоподия — этика эмоций (не склонен к эмпатии, тяготеет к черному юмору), у Фосфора — логика отношений (хаотичность, нелогичность), у Стафизагрии – волевая сенсорика (уязвленной самолюбие).
Уровни эго и суперэго (ментальные) относятся к сознанию и подсознанию. Уровни суперид и ид (витальные) – к подсознанию и архаике.
Суперид – уровень, на котором проблемы не осознаются и навешиваются на других (инфантильный блок, «антисовесть»). Это суггестивная (пятая) и активационная (шестая) функции.
Суггестивная (внушаемая) – характеризуется «всеядностью» по отношению к поступающей информации. У Ликоподия — это волевая сенсорика (борьба между трусостью – самомнением, стремление устранять недомогание радикальным путем, например, операцией).
Активационная функция активно включается в реализацию методов, предложенных суггестивной функцией. У Аргентум нитрикум – это интуиция возможностей (сны о падении с высоты или опоздании на поезд).
Ид – самый глубокий уровень подсознания, включает наблюдательную (седьмую) и демонстративную (восьмую) функции.
Наблюдательная – сама себе цензор и контролер. У Арсена – это деловая логика (внимание к мелочам, мысли о деньгах, употребление жидкости часто и в малых количествах).
По демонстративной функции индивид старается вести себя безупречно. У Арсена – это сенсорика ощущений (всегда выглядит опрятно, любит симметрию, страдает микробофобией и аллергией).
В соционике выделяется 32 типа (вместе с подтипами). Помимо этого рассматриваются акценты типа и психоформы поведения. С помощью соционической терминологии возможна всесторонняя характеристика гомеопатических типов, объяснение страхов, комплексов, сновидений.
Знание соционики позволяет врачу-гомеопату точнее определить конституциональной средство и ситуацию, в которой находится пациент.
Подробнее о соционике в гомеопатии на авторских курсах И.В. Долининой