Интровертная сенсорика связана не с завоеванием, а с освоением пространства. Сюда относятся представления о красоте и гармонии, балансе и соразмерности, удобстве и неудобстве, способность понять свои ощущения внутри данного пространства. К сенсорике ощущений относятся и действия по организации пространства в соответствии с запросами индивида, а также хорошее понимание потребностей своего тела (сомы).
В.В.Гуленко в «Структурно-функциональной соционике» пишет об интровертной сенсорике ощущений: «Это ощущения погруженности в физический мир, пребывающий в постоянных изменениях. Перемещения осязательных, болевых, температурных и других ощущений в теле. Симптомы физических недугов. Удовлетворение телесных потребностей. Цикличное насыщение и опорожнение внутренних органов».
Далее В.В. Гуленко расширяет характеристику интровертной пассивной сенсорики: «Это отпечатывание, отражение воздействий внешнего мира через органы чувств. Приспособление к физическому воздействию внешних факторов. Внутренняя физическая чувствительность. Поиск наиболее удобного и комфортного местонахождения. Следование физическим потребностям организма».
В.В. Гуленко описывает сенсорику ощущений как пассивно-динамическое состояние: «Это обработка сигналов, поступающих от органов чувств. Человек как бы впитывает в себя звуки, запахи, тактильные ощущения, температуру и воспринимает их в едином сенсорном комплексе. В сенсорном состоянии человек «мыслит» ощущениями, всем своим физическим телом. Его состояние меняется – ощущения то приятны, то дискомфортны. Последнего состояния (сенсорной дисгармонии) такой человек упорно избегает. Он не выносит шума, сильных запахов, резких перепадов температуры, давления, длительного напряжения сил, монотонности.
На психологическом уровне сенсорика ощущения переживается как удовольствие (или отвращение), наслаждение (или пресыщение), удовлетворение (или неудовлетворение) жажды или голода. Свои чувства к любимому сенсорный человек выражает через конкретную заботу – помощь в удовлетворении биологических потребностей. Человека в развитой сенсорикой ощущений можно узнать по расслабленной позе, в которой площадь тела максимально соприкасается с площадью опоры. Жесты его скупы, точны, но при этом плавные и лишены напряжения. Мимика чаще связана с жевательными мышцами. На лице отпечатывается удовольствие-неудовольствие, приятность – отвращение».
Дополним характеристики В.В. Гуленко цитатой из книги Е.С. Филатовой «Искусство понимать себя и окружающих»: «Для интровертного сенсорика очень важным является внутреннее представление о гармонии и соразмерности в окружающем мире. Критерий этой гармонии – приятные ощущения, которые он испытывает, и к которым он стремится. И он умеет создать вокруг себя обстановку, отвечающую его потребности: комфорт и уют – это именно то, на что он обобщает внимание в первую очередь в бытовой ситуации.
Он также чутко воспринимает ощущения своего тела и малейшие неполадки в нем. У интровертного сенсорика бывают достаточно стойкие вкусовые, тактильные и другие пристрастия. Он – именно тот человек, который умеет ценить маленькие радости повседневной жизни».
Какие типы вспоминаются гомеопату в связи с вышеперечисленными характеристиками? Скорее всего, Пульсатилла, Кальциум карбоникум и Сепия. Рассмотрим первую версию. Найдем в гомеопатических источниках доказательства программности сенсорики ощущений Пульсатиллы.
У А.В. Высочанского в «Психологических типах в гомеопатии» отмечается: «Пульсатилла крайне нерешительна, легко теряет остатки храбрости и долго колеблется при необходимости выбора, нередко оказываясь не в состоянии его сделать. Наиболее тяжелым периодом для нее является этап взросления, когда приходится самой принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Характерной особенностей такого человека является недостаточно сильное ощущение своего подлинного «я».
Он с готовностью подчиняется чужой воле и доверяется чужому мнению. Скорее податлив, чем независим, и в ряде случаев может вести себя подобострастно. Такой субъект ищет поддержки и любит, чтобы его окружали люди, на которых при случае можно опереться… Пульсатилла зависима от чужих оценок и мнений, готова свалить вину на окружающих, стремиться избегать усилий воли». Все вышеперечисленные качества представляют собой как бы негатив волевой (экстравертной) сенсорики. Иными словами – интровертную сенсорику.
В ее пользу говорят и другие симптомы: мучительное беспокойство о свеем здоровье, изменчивость соматических симптомов, сложные модальности (хуже от жары, непереносимость духоты, но в то же время заболевания, вызванные охлаждением ног), зависимость от биоритмов (месячного цикла, дней недели, времени года). Таким образом, становится очевидно, что программная функция Пульсатиллы – это сенсорика ощущений. Вторая, творческая, функция – это этика эмоций. Таким образом. Пульсатилла – это сенсорно-этический интроверт.
Рассмотрим теперь версию Сепия. Приведем доказательства того, что ее программной функцией также является сенсорика ощущений. И.В. Тимошенко в «Materia Medica ситуаций» отмечает: «… чувство внутренней пустоты, бессодержательности, сны, касающиеся деструкции тела (обезображивание, изнасилование), страхи бедности, голода, пристрастие к черной одежде, болезненная чувствительность всех частей тела.
В этом описании мы видим «негатив» волевой, экстравертной сенсорики, то есть интровертную сенсорику ощущений. Сепии явно не хватает энергии (в ее соматическом смысле), она нуждается в умеренных фактических нагрузках, любит танцы, испытывает улучшение, когда занята, от стимуляторов (лучше во время грозы). Короче говоря, Сепия «хочет стать Нукс вомика».
Р. Шанкаран в книге «Душа лекарств» пишет: «Острым аналогом Сепии является Нукс вомика». По мнению автора этой статьи, тип Сепия – это сенсорно-логический интроверт. Проблемы такого человека находятся в сфере суперида, где распложены интуиция возможностей и этика отношений.
О напряжении в сфере этики отношений говорят симптомы: ощущение эмоциональной разобщенности с окружающими, отстраненность, закрытость и, в то же время, желание общения, при этом любое требование семьи может восприниматься как невыносимое бремя.
О напряженности в сфере интуиции возможностей говорят симптомы: резкие замечания, так как видит людей насквозь, сарказм попадает в самое уязвимое место партнера, ощущение нереализованности, утраты своих возможностей. Компенсация Сепии происходит тогда, когда она попадает в обстоятельства, способствующие развитию функций блока ид: волевой сенсорики и логики отношений. Это мечта Сепии – современная энергичная расчетливая бизнесвумен.
Куда только деваются ее истерики, депрессия, неуверенность в своей привлекательности, соматические жалобы (тошнота от запахов, головные боли, гинекологические проблемы)? Они дезактуализируются новым имиджем «Нукс вомика». А когда Сепия устанет, никто не поможет ей уединиться для накопления сил. А истинная Нукс вомика не это почти не способна – она эстраверт и не накапливает силы, а растрачивает их.
Теперь самое время перейти к версии Кальциум карбоникум. По мнению автора данной статьи, он как и Сепия, относится к типу сенсорно-логический интроверт. Сначала аргументируем эту версию гомеопатическими доказательствами, а затем попытаемся определить уровень поражения Кальция с точки зрения соционики.
Ян Схолтен в фундаментальном труде «Гомеопатия и элементы» отмечает следующие черты Кальциум карбоникум: «… наблюдающий, ощущающий свое место, приспосабливающийся, уступчивый, неуверенный относительно своей задачи, пассивный; склонность перепроверять для обретения чувства безопасности, защита посредством рутины, страхи: болезни, бедности, неудачи, критики, возражения».
А.В. Высочанский в «Психологических типах в гомеопатии» пишет: «…флегматичный, застенчивый, скромный, быстро утомляется, инфантильный, робкий, малоинициативный, недостаток честолюбия и целеустремленности». Вышеперечисленных данных вполне достаточно для доказательства программности сенсорных ощущений («негатива» волевой сенсорики).
Второй функцией Кальциум является деловая логика. Всем известны такие его качества, как серьезность и ответственность в работе, желание исполнить ее надлежащим образом. Но насколько разительно отличие деловой логики в роли первой (Бриония) от деловой логики в роли второй (Кальциум) функции. Если экстраверт Бриония берет на себя ответственность руководства, то интроверт Кальций всего лишь хороший исполнитель.
Что касается уровня поражения, то, по мнению автора данной статьи, у Кальция он затрагивает суперэго (вспомним, что у Сепии – суперид). На этом уровне расположены этика эмоций (точка наименьшего сопротивления) и интуиция времени. Вот доказательства поражения этики эмоций: «уныние, подавленность, неудержимое желание плакать (А.В. Высочанский); «беспричинное отчаяние» (Ф. Моррисон), чувствительность к любим отрицательным новостям» (И.В. Тимошенко).
А вот примеры дисгармонии в сфере интуиции времени: «Все откладывает на потом и часто опаздывает, не умеет распределить дела во времени, расстройства памяти, негативные мысли о прошлом и будущем, размышления о потусторонних явлениях (А.В. Высочанский).
На этих примерах мы четко видим, что различие между гомеопатическими типами может быть связано не только с принадлежностью к разным социотипам, но и с различным уровнем поражения в рамках одного соционического типа.
Подробнее о соционике в гомеопатии на авторских курсах И.В. Долининой