Психотип Нукс мошата

Выдержки из книги И.В. Долининой «Новые портреты психотипов».

(Ключевые слова: вытеснение, отрицание, интроекция, проекция, Марина Цветаева — Нукс мошата в истории)

Лекарство готовится из ядра мускатного ореха — миристика душистая (сем. мускатные). Это — вечнозеленое дерево, родина которого — тропические леса. Свойства мускатного ореха были известны с древности. Его применяли при женских болезнях, проблемах нервной системы и ЖКТ, туберкулезе.

В гомеопатию введена доктором Гельбихом в 1833 году. Путем испытаний было выяснено, что препарат подходит женщинам нервным и худощавым, с нарушением восприятия и мышления, головными болями и головокружениями, склонностью к спазмам и болезням суставов. Они плохо переносят холод, прикосновения и поездки в транспорте.

Что же можно сказать об особенностях характера такой дамы? Ее основной внутренний конфликт — это противоречие между женским и мужским началом. Внешне это проявляется в истерическом смехе, похожем на рыдания, с последующей апатией.

Имеются симптомы «никогда не виденного» — она не узнает знакомую обстановку. Теряет адекватное ощущение времени — оно то замедленно, то ускорено. Нарушено представление о свойствах предметов: твердое кажется мягким, малое — большим (у Платины: большое — малым). Также изменено восприятие собственного тела: ощущается «выход из него и парение в воздухе». Неким подобием этого симптома можно назвать ощущение удвоения органов (например, головы).

У больной страдает память, а будущее выглядит угрожающим. Она с трудом подбирает слова, на лице — странное выражение с дьявольской улыбкой. Характерен глобус истерикус: «комок» или «шар» в горле, печени или желудке. В далеко зашедшем случае развивается делириозное состояние с возбуждением, бессонницей, галлюцинациями и судорогами.

Самое «безвредное» психическое заболевание у Нукс мошата — это невроз. Причина любого невроза коренится в прошлой психотравме, которая вытесняется в подсознание. Это: вытеснение, изоляция, отрицание, интроекция, проекция, идентификация и другие.

  • вытеснение (травма уходит в бессознательное, психосоматически замещается каким-либо симптомом: головной болью, судорогами, головокружениями, спазмами в животе и малом тазу и др.);

  • изоляция (травма замещается навязчивым действием, обеспечивающими «магическую защиту»: постукивание по предметам, сплевывание через плечо, навязчивый счет, повторение одних и тех же слов как приговорок);

  • отрицание (характерно для аутистического мышления, когда реальные события отрицаются, заменяясь более удобными для психики);

  • интроекция (принятие внешнего за внутреннее — «проглатывание» травмы, что ведет к постоянному чувству вины);

  • проекция (принятие внутреннего за внешнее — перекладывание вины на других);

  • идентификация (принятие внешнего мира и легкое приспособление к нему);

Какие же механизмы защиты демонстрирует нам психика Нукс мошаты? Это: вытеснение (психосоматические жалобы как внешний эквивалент психотравмы), отрицание (симптомы «никогда не виденного», изменение ощущения хода времени), интроекция (ощущение удвоения органов, «комок» в горле), проекция («выход из тела», малое кажется большим).

Прием гомеопатического препарата нукс мошата может временно усилить некоторые физические недуги: спастические боли в животе и малом тазу, ПМС, ломоту в теле и др. Но уже через краткое время значительно улучшится состояние психики. Сначала больная осознает наличие у себя внутреннего конфликта, а после ощутит, как «ее отпускает». Прекратится истерический смех, пройдет комок в горле, станут реже головные боли. Возможно и то, что будет больше проявления женственности. Если же лечить такого человека по симптомам — от горла, от головы, от суставов — вряд ли стоит ожидать положительного результата.

Психотип Нукс мошата относится к достаточно сильному типу личности с выраженным «внутренним мужчиной». Поэтому женщины подобной конституции обычно имеют хороший запас сил для жизни, работы и творчества. Минус «мужественности» в том, что она может провоцировать суицидальные наклонности.

Отмечаются случаи, когда женщина этого типа (и близких к нему Нукс вомика, ИгнацияПульсатилла) оставляют свой след в истории. Одной из них была поэтесса Марина Цветаева, которая требовала называть себя исключительно поэтом.

Запись на лечение

Нукс мошата в истории — Марина Цветаева.

(1892 — 1941)

Ибо, раз голос тебе, поэт,

Дан, остальное — взято.

Марина Цветаева

Марина родилась в обеспеченной семье с глубокими культурными корнями. Отец, выходец из семьи священников, преподавал филологию и стоял у истоков основания Музея изящных искусств. Мать была талантливой пианисткой, рано ушедшей из жизни из-за развития туберкулеза. Детство Марины прошло на даче в Тарусе, свои первые стихи она написала еще в дошкольном возрасте.

С 1902 до 1905 года Цветаева обучалась в Европе в пансионах Италии, Швейцарии и Германии. Позже для нее не составляло труда писать стихи и прозу на нескольких языках. В 18 лет вышел ее первый сборник «Вечерний альбом» со 111 стихотворениями. Поэтессу заметили поэты того времени: Брюсов, Волошин и Гумилев.

В 19 лет Марина познакомилась в Крыму с офицером Сергеем Эфроном и полюбила его. Через 5 лет случилась революция, и Эфрон был вынужден покинуть Россию с войсками Деникина. Цветаева считала октябрьские события «бунтом сатанинских сил», но была вынуждена остаться на родине. Она воспитывала дочь Ариадну (вторая дочь Ирина умерла от голода), много писала, общалась с литераторами того времени. Тепло относилась к Пастернаку — переписывалась, сочиняла стихи. Цветаева была очень влюбчивой и категоричной в чувствах. Среди ее избранников были не только мужчины. Хорошо известна история ее связи с Софьей Парнок, продолжавшаяся параллельно с замужеством.

В 1921 году стали уходить из жизни поэты цветаевского поколения: был расстрелян Николай Гумилев, умер Александр Блок. Родная Москва представлялась Марине чудовищной и беспощадной. Она, наконец, добилась разрешения выехать к мужу заграницу. До 1925 года семья жила в Праге, а после рождения сыра Георгия переехала в Париж. Перед этим у Марины случился очередной роман, на этот раз с человеком, имевшим отношение к ГПУ — Константином Родзевичем. ГПУшный след сопутствовал их семье и привел к самым трагическим последствиям.

В свой европейский период Цветаева написала несколько поэм, опубликовать которые не получилось, в первую очередь, из-за сложного характера самой Марины: она резко критиковала Зинаиду Гиппиус, Ивана Бунина и других эмигрантов, открыто выступавших против советской власти. Так же плохо Марина уживалась с хозяевами квартир, которые они снимали. Приходилось постоянно переезжать, меняя недорогие комнаты на окраине на еще более дешевые в деревне. Жизнь проходила в очень стесненных обстоятельствах, в связи с чем семья решила вернуться в Россию.

В 1937 году уехал Сергей с дочерью Ариадной, в 1939 — Марина с сыном. Они вряд ли предполагали, что на родине будет совсем невыносимо. Уже летом 1939 года муж Цветаевой был расстрелян, а дочь на 15 лет попала в сталинские лагеря.

Марина жила через силу, отвергнутая всеми, с кем когда-то общалась. Она подрабатывала переводами и старалась дать сыну лучшее из возможного. В 1941 году началась война, и они эвакуировались в Елабугу, где Марина не могла найти работу даже простой посудомойкой. Чаша терпения давно уже была переполнена. Цветаева оставила прощальное письмо и покончила с собой.

Много позже, 1990 году патриарх Алексий II дал согласие на отпевание Марины Ивановны по просьбе дьякона Андрея Кураева и сестры поэтессы Анастасии.

Какие же черты натуры и творчества Цветаевой позволяют нам думать о ней, как о типе Нукс мошата? Это своевольный характер с неспособностью и нежеланием подстраиваться к жизненным обстоятельствам. Марина была крайне далека от быта (например, могла зажечь одну конфорку, а кастрюлю поставить на другую), поэтому отдала своих дочерей в приют. На похороны трехлетней Ирины, погибшей голодной смертью, мать не приехала. Позже она жестоко страдала: «Мне начинает казаться, что Сереже я — без Ирины — вовсе не нужна, что лучше было бы, чтобы я умерла <…> Мне стыдно, что я жива».

За жизнь Марина не раз хотела покончить с собой (первая неудачная попытка была в 16 лет от неразделенных чувств). Любовь в творчестве Цветаевой не бывает счастливой: она убивается либо предательством («Как живется Вам с стотысячной/ Вам, познавшему Лилит?»), либо разлукой («Рас-стояние: версты, мили/ Нас рас-ссорили, рассорили»), либо смертью.

Такой конец любви для лирической героини поэтессы — обратная сторона своеволия не знающей меры души. Ее натура, для которой чувства — «поединок роковой», была созвучна характеру Владимира Маяковского, также покончившего с собой.

Любовная лирика обоих гиперболична, неистова, драматична и громогласна. Цветаева писала: «Маяковский — это я во всем». У обоих в поэзии присутствует мотив одиночества, неприкаянности, непокоя. Маяковский писал, что он «такой большой и такой ненужный», Цветаева же — «Если душа родилась крылатой —/ Что ей хоромы — и что ей хаты!» Души обоих ушли, не желая мириться с несправедливостью и пороком. Такими они были: Маяковский — Нукс вомика, Цветаева — Нукс мошата.

Подробнее о психотипах — на авторских курсах И.В. Долининой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.