Психотип Коффеа

Выдержки из книги И.В. Долининой «Новые портреты психотипов».

(Ключевые слова: вытеснение, проекция, идентификация, Тэффи — Коффеа в истории. Выдержки из книги И.В. Долининой «Новые портреты психотипов» )

Лекарство готовится из бобов кофейного дерева (сем. мареновые). Родина растения — тропическая Африка. Главное действующее вещество — алкалоид кофеин. Для развития отравления требуется около 1г этого вещества. Симптомы интоксикации: выраженное возбуждение, иногда — делирий с галлюцинациями, головокружение, дрожь конечностей, одышка, повышение температуры.

Кофейные зерна применялись в напитках с древности. Алкалоид кофеин был выделен из них в 1820 году химиком Рунге. После его стали получать синтетическим путем. В России кофеин исследовался учениками школы И.П. Павлова. Выяснено, что при сильном типе нервной системы определенная доза кофеина оказывает возбуждающее действие, при слабом — понижающее активность.

В гомеопатию коффеа ввел в 1823 году доктор Штапф. Путем испытания установлен тип людей, особо чувствительных к этому веществу. Это: склонный к экзальтации человек (чаще — женщина), страдающий бессонницей из-за умственного перенапряжения. Его голова полна идей, планов и воспоминаний, которые мешают спать. Пациент очень чувствителен к любым шумам (тиканью часов, капанию воды, слабым шорохам). Он обостренно реагирует на любое возбуждение (даже радостное, но внезапное событие может вызвать тики или обморок).

Женщина типа Коффеа страдает головными болями (как от вбитого гвоздя), которые усиливаются от малейшего шума. Ее болезни сопровождаются необычными ощущениями («голова уменьшается», «голова разрывается»). Многие симптомы связаны с фазой месячного цикла (сердцебиение, боли в животе, невралгии).

Женщина Коффеа худощава, подвижна, с выразительной мимикой и ясными глазами. Она плохо переносит вино и особо реагирует на кофе (либо сильно возбуждается, либо засыпает от него). Полна активности и творческих планов, может вдохновлять окружающих на новую деятельность, побуждать к самореализации. Для нее самой индивидуальное развитие — одна из базовых ценностей. В перевозбужденном состоянии Коффеа «не хватает времени и пространства». Она желает быстрых изменений — в случае отсутствия такой возможности, может впасть в противоположное состояние: «отупение, исчезновение мыслей, вялость».

Что же можно сказать об особенностях характера такой дамы? Ее основной внутренний конфликт: противоречие между желанием успеть как можно больше в единицу времени и бесплодным теоретизированием, которое снижает темпы деятельности.

Психические нарушения невротического характера развиваются в ответ на психотравму, которая запускает механизмы защиты. Это: вытеснение, изоляция, отрицание, интроекция, проекция, идентификация и другие.

    вытеснение (травма уходит в бессознательное, психосоматически замещается каким-либо симптомом: чувствительностью к внешним раздражителям — шуму, прикосновениям, боли и др.);

    изоляция (травма замещается навязчивым действием, обеспечивающими «магическую защиту»: постукивание по предметам, сплевывание через плечо, навязчивый счет, повторение одних и тех же слов как приговорок);

    отрицание (характерно для шизоидного мышления, когда реальные события отрицаются, заменяясь более удобными для психики);

    интроекция (принятие внешнего за внутреннее — «проглатывание» травмы, что ведет к постоянному чувству вины);

    проекция (принятие внутреннего за внешнее — перекладывание вины на других; при развитии психической патологии проективное мышление рождает галлюцинации);

    идентификация (принятие внешнего мира и легкое приспособление к нему);

Какие же механизмы защиты демонстрирует нам психика Коффеа? Это: вытеснение (наличие психосоматических жалоб: сердцебиений, головных болей, непереносимости шума и боли), проекция (иллюзии и галлюцинации), а также попытки идентификации (синтонность окружающему миру).

Прием гомеопатического препарата коффеа может временно усилить некоторые физические недуги: сердцебиения или симптомы диспепсии. Но через определенное время больная ощутит положительные изменения со стороны нервной системы: уйдут ночные наплывы мыслей, перестанут мешать тикающие часы, уменьшится бессонница. Конституция пациентки останется прежней, но уровень здоровья повысится. Те силы, которые тратились на безуспешную ликвидацию страхов (не успеть, не преодолеть, не выскочить) пойдут на «мирные цели».

Если же примитивно закрывать частную симптоматику большим количеством лекарств, то нервная система будет страдать сильнее, и малозначимые симптомы перейдут в более серьезные.

История знает немало творческих людей, которых можно отнести к типу Коффеа. На мой взгляд, определенными чертами этого психотипа обладала знаменитая Тэффи — Надежда Александровна Лохвицкая (сестра Мирры Лохвицкой, см. Психотип Валериана).

Запись на лечение 

Коффеа в истории — Надежда Лохвицкая.

(1872 — 1952)

Поэзия — моя любовь,

а юмористическая беллетристика — кормилица

Тэффи

Тэффи — псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой, знаменитой писательницы рубежа XIX – XX веков. Она была родной сестрой Мирры Лохвицкой, но прожила дольше нее и творила не в лирическом, а в сатирическом жанре. Родилась Надя в Санкт Петербурге в обеспеченной семье юриста. Отец скончался, когда девочке едва исполнилось 12 лет. С раннего возраста она любила читать и даже просила некоторых современных ей классиков изменить судьбу персонажей. Заступалась перед Львом Толстым за Андрея Болконского, но тот не внял просьбе юной почитательницы.

Надя не была красавицей, но легко привлекала мужчин. Первым ее мужем был поляк Владимир Бучинский. От брака родилось трое детей, которых после развода пришлось оставить мужу. В 1901 году Лохвицкая дебютировала в журнале «Север» со своим первым стихотворением. Псевдоним «Тэффи» она придумала в противовес моде на мужские имена.

Позже Надежда стала писать пьесы, романы и мемуары, но более всего прославилась как автор коротких рассказов. Ее называли и «Чеховым в юбке», и «женской версией Аверченко». Многое из ее творчества остается актуальным и в наши дни. На волне популярности именем Тэффи стали называть духи и шоколадные конфеты.

Надежда начинает сотрудничать с популярным юмористическом еженедельником «Сатирикон». Его оформляли виднейшие художники того времени: Билибин, Бакст, Кустодиев. Публикациями Тэффи в «Сатириконе» зачитывались и последний император Николай II, и вождь революции Владимир Ленин.

Лохвицкие не приняли октябрьские события 1917 года. Брат Николай вступил в колчаковскую армию, а сама Тэффи через Одессу и Константинополь уехала в Париж. Там она продолжала работать и тесно общаться с писателями-эмигрантами. Надежда вторично вышла замуж за сына калужского фабриканта Павла Тикстона. Жили достаточно обеспеченно, Тэффи считала супруга «самым лучшим человеком на земле». Писательница не была приспособлена к быту, поэтому достойный уровень жизни играл для нее большую роль.

Тэффи и сама неплохо зарабатывала, а также принимала бескорыстную помощь филантропов (последние годы ее содержал Сергей Атран). Надежда Александровна увлеклась написанием мемуаров о своих современниках. Также она создала цикт рассказов о животных, которых очень любила. Умерла Тэффи в возрасте 80 лет и была похоронена на парижском кладбище Святой Женевьевы.

Творческий путь писательницы не был прямым. Некоторые ее фельетоны публиковались в большевистских газетах («Новая жизнь» и др.), на что коллеги реагировали обостренно. Поэт Вейнберг (псевдоним «Гейне из Тамбова») писал в своей эпиграмме: «Даже Тэффи станет прачкой…» Другие ее сатирические новеллы публиковались до 1917 года в «Биржевых ведомостях» — и сам император читал их на сон грядущий.

Как Антоша Чехонте переплавился в А.П. Чехова, так и Тэффи сделала себя сама. Ее противоречивые талант с возрастом обрел парадоксальную целостность. Она начинала с сатир на конкретных лиц, используя жанры «сказочки и перепева». После начала работы в «Сатириконе» писательница держалась принципа главреда Аверченко — не «смех сквозь слезы», а «смех вместо слез».

Сатириконовцы делали упор не на конкретные лица, а на осмеяния пороков как таковых. Надежда оказалась в кругу талантливых юмористов, и даже работала с ними в соаторстве. В 1911 году была выпущена «Всеобщая история, обработанная Сатириконом». Перу Тэффи принадлежит первый раздел — «Древняя история». Она с наслаждением пародировала гимназические учебники: «так жили народы древности, переходя от дешевой простоты к дорогостоящей пышности, и, развиваясь, впадали в ничтожество».

Современник вспоминал: «Профессиональная юмористка, она выделялась тем, что до конца дней сохранила неувядшим цветок романтизма». Сама Надежда Александровна говорила: «У меня два лица — смеющееся и плачущее». Это сочетание и породило типы рассказов: юмористические, серьезные и смешанные, в которых искусно соблюдалась гармония юмора и грусти. Писательница была очень наблюдательной, хорошо знала жизненные обстоятельства и тонко чувствовала психологию, особенно женскую.

Какие же черты натуры и творчества Тэффи позволяют нам думать о ней, как о типе Коффеа? Она всегда была полна разнообразных необычных идей, которые воплощала с неподражаемым изяществом. Она очень любила кофе, страдала бессонницей от наплыва мыслей. Исходный уровень здоровья Надежды был неплохим: помимо головных болей ее ничто не беспокоило. Возможность иметь достойный уровень существования и своевременный отъезд из революционной России продлили ей жизнь и позволили реализоваться таланту. Ее мелкие рассказики в стиле coffee break — лишнее подтверждение принадлежности к типу Коффеа.

Подробнее о психотипах — на авторских курсах И.В. Долининой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.