Выдержки из книги И.В. Долининой «Характер и здоровье».
(Депрессия с болью в сердце (Аурум), головной болью (Силицея), бессонницей (Стафизагрия), с насморком (Псорин),
удушьем (Натрий), страхом (Арсен), бредом (Лахезис) — масок много, лечение индивидуальное.)
Бывает, что печаль с тобой не расстается –
Она тебя иссушит, истомит
И навсегда с твоей душой срастется,
Весь мир затмит.
Р.Гух
Виды депрессии
Патопсихологические механизмы депрессии состоят в неспособности больного переживать положительные эмоции. Существует несколько классификаций депрессивных состояний (приведены также возможные гомеопатические препараты).
1) по этиологии:
— соматогенные: органические (Hydrastis canadensis) и симптоматические (Mercurius solubilis);
— эндогенные: шизофренические (Luesinum), циркуляторные ( Cannabis indica),
периодические (Ambra grisea) и инволюционные (Barium muriaticum);
— психогенные: невротические (Natrium muriaticum), истощения (Stannum) и реактивные (Ignatia);
— эндореактивные дистимии (появляются после психической травмы, но протекают с картиной эндогенной депрессии).
2) по преобладающему аффекту:
— депрессия страха (анксиозная) – Arsenicum album;
— депрессия тревожная (с беспокойством) – Lilium tigrinum;
— депрессия тоскливая (витальная) – Aurum muriaticum;
— депрессия ироническая (улыбающаяся) – Nux vomica;
— депрессия слезливая (со слабодушием) – Kalium phosphoricum;
— депрессия дисфорическая (страх, злоба и тоска) – Acidum nitricum;
— депрессия ворчливая (брюзжащая) – Conium;
— депрессия анестетическая (бесчувственность) – Sepia;
— депрессия ангедоническая (потеря чувства наслаждения) – Acidum phosphoricum.
3) по степени выраженности:
— латентная (Natrium carbonicum);
— субдепрессия (Lycopodium);
— классическая (Cimicifuga);
— бредовая (Anacardium).
4) по моторным проявлениям:
— адинамическая (Acidum picricum, Plumbum);
— ажитированная (Veratrum album, Kalium bromatum);
— заторможенная (Sepia, Psorinum);
— застывающая (Helleborus, Gelsemium).
5) по клиническим вариантам:
— ипохондрическая (Aurum metallicum);
— ананкастическая (Arsenicum album);
— астеническая (Natrium muriaticum);
— галлюцинаторно-параноидная (Veratrum album);
— истерическая (Ignatia).
Депрессия и оральная фиксация
Исследования психоаналитика К.Абрахама показали, что маниакально-депрессивные пациенты в свободные от приступов периоды, начинают проявлять черты компульсивных невротиков. Оральная фиксация (отказ от пищи, снижение аппетита) прикрывается анальной симптоматикой, важное место в которой занимает отношение к деньгам и другим материальным ценностям (страхи обнищания, воровства, потери).
В целом, при психоанализе конкретного пациента почти невозможно обнаружить чисто оральные характеристики, без дальнейших анальных привнесений. Все негативные и позитивные акценты на понятиях «взятие» или «получение» имеют оральную подоплеку.
Достаточное оральное удовлетворение в детстве дает впоследствии ощущение уверенности и оптимизма. Однако если в более зрелом возрасте человек подвергается фрустрациям (лишениям), эти качества могут трансформироваться в мстительность и претенциозность.
С другой стороны, оральная депривация определяет депрессивную (пессимистическую) или садистскую (возместительно-требовательную) установки. Индивиды последнего типа постоянно что-то просят или требуют, не давая объекту своих претензий никакой передышки. Гомеопатам хорошо известно, что личности Chamomilla, Cina, Pulsatilla, Strammonium, Veratrum могут стать невыносимыми для остальных членов семьи.
Депрессивные же пациенты занимают пассивную позицию, разве что возвращаются к оральной активности детства (сосут палец, грызут ногти или карандаши). Бессознательное таких личностей содержит фантазии о съеденных объекта или их частях, что часто репрезентируется в сновидениях. В состоянии депрессии на оральной стадии фиксированы такие гомеопатические типы, как Antimonium crudum, Bufo rana, Cantharis, Cuprum, Hyosciamus, Phytolacca, Strammonium и многие другие.
Многие депрессивные установки представляют собой конденсаты подобострастия и агрессивности. Как показывает психоанализ, подобострастие часто является способом бунтарства. Ведь жертвенность и молитва, в большинстве случаев, представляют собой магическое принуждение судьбы к предоставлению необходимого (вспомним типы: Anacardium, Aurum, Arsenicum, Hyosciamus, Sepia, Sulfur, Strammonium, Staphysagria, Veratrum album).
Депрессия и самоуважение
В развитии депрессии на передний план выступает большая или меньшая утрата самоуважения. Если утрачиваются внешние ресурсы, то человек считает, что мир пуст. Если утрачиваются поощрения со стороны суперэго, то индивид считает, что он ничего не заслуживает. Для восстановления уважения пациент пытается повлиять на окружающих, демонстрируя страдания и обвиняя в них других людей (Sepia, Platina, Lilium tigrinum, Cimicifuga).
Источник формирующегося комплекса неполноценности – осознание обнищания эго вследствие траты психической энергии на бессознательные невротические конфликты и ее недостача на нормальные функции и наслаждение жизнью. Другой причиной невротической неполноценности является чувство вины из-за отвергнутых побуждений.
Впадая в депрессию, индивид пытается освободиться от чувства вины, но, начиная влиять садистским образом на окружающих, замыкает порочный круг. Депрессивный пациент, кажущийся очень покорным, на самом деле доминирует над своими близкими (его «никто не любит», но реально все только им и занимаются).
Отто Фенихель в «Психоаналитической теории неврозов» делает интересное замечание: «Депрессивные пациенты не могут любить себя больше, чем они любят внешние объекты. Они столь же амбициозны по отношению к себе, как и к внешним объектам. Но в отношении к объекту любовь проявляется относительно открыто, а ненависть скрывается. В отношении же к собственному эго ненависть очевидна, а первичная нарциссическая переоценка эго, напротив, остается скрытой. Психоанализ обнаруживает, что депрессивные пациенты ведут себя очень высокомерно и навязываются объектам».
В этом ключе гомеопатам следует напомнить препараты: Causticum, Lachesis, Natrium muriaticum, Phosphorus, Palladium, Platina, Staphysagria, Sulfur, Stramonnium,Veratrum album.
Депрессия и печаль
Реактивная (травматическая) депрессия развивается после остро испытываемого чувства горя и выражается в глубокой печали. Наиболее сильно человек переживает исчезновение (смерть, уход) объекта любви. Привязанность к утраченному объекту выражается во множестве воспоминаний. Стирание их происходит сложно и длительно (Фрейд назвал этот процесс работой скорби).
Многие стараются ее отсрочить, питаясь иллюзией, что умерший еще жив. После исчезновения реального объекта человек склонен создавать замещающий объект внутри себя, регрессируя от объектного отношения к инкорпорации и идентификации.
З.Фрейд указывал на интересный симптом, когда скорбящий в каком-то аспекте начинал уподобляться утраченному объекту – перенимал его жесты, выражения и даже болезненные ощущения (боли в сердце, суставах и голове). В своей работе «The Ego and the Id» (London, 1927) он писал: «Весьма возможно, что идентификация – всеобщее условие, при котором ид расстается со своими объектами».
Отто Фенихель в «Психоаналитической теории неврозов» отмечает: «Учреждение интроекта – это способ облегчить окончательное освобождение. Состояние печали имеет двухактную динамику: интроекция; освобождение от привязанности к интроецированному объекту… В случае смерти всегда мобилизуется амбивалентность. Человек, который желал кому-либо гибели, может воспринять смерть этой особы как исполнение желания. Смерть порой радует, поскольку постигла другого, а не испытавшего облегчение субъекта».
З.Фрейд в «Thoughts for the Times on War and Death» анализирует похоронные ритуалы. По его мнению, поминки на уровне коллективного бессознательного означают съедение (интроецирование, инкорпорацию) умершего с целью навсегда оставить его с собой. А караул у гроба, бросание земли в могилу, установка монумента восходят к архаическим мерам, предотвращающим возвращение умершего.
Амбивалентно относящийся к умершему скорбящий боится, что мертвец «воскреснет и отомстит» ему за греховные мысли. Чем более амбивалентным было отношение к утраченному объекту, тем сильнее эмоциональная реакция на факт самой утраты.
Печаль, по мнению психоаналитиков, есть «приручение» более архаичного бурного аффекта самодеструкции. Как уже упоминалось, склонные к печали (депрессии) типы обладают тремя характеристиками: повышенной нарциссической потребностью, выраженной амбивалентностью, акцентированной оральностью.
После утраты объекта, индивид подсознательно ненавидит его за «уход», амбивалентно интроецируя значимый образ и частично идентифицируясь с ним. Депрессивный пациент ведет себя так, будто бы он утратил эго, а не объект. Амбивалентное отношение к объекту оборачивается против эго.
Зигмунд Фрейд в работе «Mouring and Melancholia» анализирует склонность депрессивных пациентов к самобичеванию и ясно показывает, что бессмысленные самообвинения обретают смысл, если «я» пациента заместить именем объекта.
Таким образом, самообвинения первоначально были обвинениями, адресованными объекту. Карл Абрахм в «A Short Study of the Development of the Libido» дополнил фрейдовскую мысль утверждением, что обвинения исходят также от интроецированного объекта в том виде, в каком реальный объект действительно предъявлял их пациенту. Это подтверждает, что интроецированный объект выступает на стороне суперэго.
Для гомеопата будет интересен тот факт, что многие виды страхов (отравления, заболевания раком, разделения разума и тела) связаны с интроекцией объекта в суперэго.
Бред отравления (Hyosciamus, Lachesis, Rhus, Veratrum album) возникает вследствие ощущения разрушительного воздействия орально интроецированной силы.
Страх разрушения под воздействием раковых клеток (Argentum nitricum, Arsenicum, Borax, Acidum nitricum) – это страх быть съеденным изнутри опасным интроектом.
Ощущение (и боязнь) разделения разума и тела (Anacardium, Acidum nitricum, Thuja, Petroleum) также восходит к конфликтам: суперэго против эго+интроект или эго против суперэго+интроект.
Депрессия и суицид
В попытке разрушить «плохой» интроецированный объект депрессивное эго может постигнуть судьба Дориана Грея, гибнущего после уничтожения собственного портрета. Интенсивность борьбы суперэго и эго проявляется в склонности депрессивных личностей к суициду.
С позиций суперэго это представляет собой садизм, обращенный против самого индивида. С позиций эго суицид демонстрирует невозможность переносить ужасное напряжение, вызванное давлением беспощадного суперэго. Самоуважение утрачивается настолько, что исчезает надежда на его восстановление.
Некоторые суицидальные фантазии носят активный характер, представляя отчаянную попытку вымолить у суперэго прощение. Так дети с невротической депрессией фантазируют: «Когда я умру, родители пожалеют о своей несправедливости и снова полюбят меня». Таким образом, идея смерти ассоциируется с приятными мечтами.
О специфических фантазиях, связанных с темой умирания писали W.Bromberg, E.Connell, J.Glover, F.Moellenhoff, H.Sachs, G.Zilboorg, H.Thorner, K.Friedlandermisch, A.Garma и некоторые другие. Психоанализ указывает, что нередко при суицидальных попытках отсутствует стремление к деструкции эго, но имеются либидные цели, вследствие смещения связанные с идеями, приводящими к самодеструкции (хотя она и не предполагалась). Эти идеи могут коррелировать с достижением либидной идентификации с умершим и желанием воссоединения с ним (P.Clark, N.Lewis, L.Peller-Roubiczek, B.Warburg, E.Heilpern-Fuchs).
Различие между невротической и психотической депрессией связано с глубиной нарциссической регрессии. Во втором случае объектные отношения замещаются отношениями внутри личности, при этом человек испытывает болезненное состояние опустошенности окружающего мира и желание уйти от него путем суицида.
В гомеопатической литературе рубрика «склонность к самоубийству» содержит множество препаратов: Alumina, Anacardium, Antimonium crudum, Argentum nitricum, Arsenicum album, Aurum muriaticum, Belladonna, Capsicum, Carbo vegetabilis, Cinchona, Cimicifuga, Drosera, Hepar sulfur, Hyosciamus, Iodum, Kalium bromatum, Lachesis, Lilium tigrinum, Mercurius solubilis, Naja, Natrium carbonicum, Natrium sulfuricum, Nux vomica, Psorinum, Pulsatilla, Rhus, Sanguinaria, Secale cornutum, Spigelia, Strammonium, Veratrum album.
Клинические особенности депрессивных синдромов
Вспомним классификацию депрессии по степени выраженности: маскированная (латентная, субдепрессия), классическая и бредовая.
Клиническими формами маскированной депрессии являются (в скобках указано мнение автора по поводу возможных гомеопатических препаратов):
1) алгически-сенестопатическая
— абдоминальная (Argentum nitricum, Arsenicum album, Colocynthis, Lycopodium, Natrium sulfuricum, Nux vomica, Platina, Plumbum aceticum, Pulsatilla, Sepia, Strannum, Staphysagria, Thuja);
— кардиалгическая (Arnica, Cactus, Cimicifuga, Digitalis, Glonoinum, Kalium carbonicum, Lachesis, Lilium tigrinum, Moschus, Naja, Natrium muriaticum);
— цефалгическая (Agaricus, Belladonna, China, Coffea, Crocus sativus, Cyclamen, Ignatia, Kalium phosphoricum, Acidum phosphoricum, Acidum picricum, Rhus, Silicea);
2) агриппническая (бессонница – Aurum metallicum, Aurum muriaticum, Borax, Kalium bromatum, Kalium carbonicum, Lachesis, Acidum nitricum, Opium, Psorinum, Staphysagria, Syphilinum, Valeriana);
3) диэнцефальная:
— вегето-висцеральная (Camphora, Cannabis indica, Causticum, Cicuta, Cocculus, Conium, Cuprum metallicum, Magnesium phosphoricum, Plumbum, Strammonium, Veratrum album);
— вазомоторно-аллергическая (Arum triphyllum, Allium cepa, Chininum arsenicosum, Dulcamara, Euphrasia, Kalium jodatum, Psorinum, Sabadilla, Tuberculinum);
— псевдоастматическая (Aconitum, Antimonium tartaricum, Croton tiglium, Cuprum arsenicosum, Drosera, Grindelia, Ipecacuanha, Kalium phosphoricum, Ledum, Lobelia inflata, Mephitis, Sambucus, Strammonium);
— обсессивно-фобическая (Arsenicum album, Acidum phosphoricum, Alumina, Aurum, Bromium, Calcarea carbonica, Carbo vegetabilis, Causticum, Chelidonium, Graphit, Kalium carbonicum, Psorinum);
— наркоманическая (Agnus castus, Anacardium, Asarum europeum, Capsicum, Lachesis, Ledum, Medorrinum, Nux moschata, Phosphorus, Ranunculus bulbosus, Selenium, Sulfur).
Клинические критерии маскированной депрессии – это периодичность, суточные колебания настроения, наследственная отягощенность аффективными психозами, наличие в клинике алгий, сенестопатий, ангедонии, деперсонализации, дереализации, а также ослабления симптоматики под влиянием антидепрессантов.
В случае классической депрессии клинические критерии усиливаются – это фазность, сезонность, витальный компонент, идеи самообвинения, греховности, ущербности, ангедония и анергия, мысли о самоубийстве. И, наконец, бредовая депрессия диагностируется в тех случаях, когда депрессивный бред является стойким психопатологическим образованием и занимает центральное место в структуре синдрома.
Клинические варианты бредовой депрессии:
— депрессия с бредом обвинения и осуждения (Barium carbonicum, Barium muriaticum, Cinchona, Ignatia, Nux vomica, Palladium, Plumbum, Rhus, Staphysagria);
— депрессия с бредом преследования (Anacardium, Cyclamen, Cinchona, Drosera, Hyosciamus, Kalium bromatum, Lachesis);
— депрессивно-параноидный синдром (аффект страха и тревоги, чувственный бред преследования и значения, онейроид).
При ухудшении психического состояния нередко появляются синдром Котара, меланхолическая парафрения, нигилистический бред, мегаломеланхолический бред.
Бред Котара может включать в себя идеи распада или полного отсутствия внутренних органов (Arsenicum, Hyosciamus, Cocculus, Stramonnium, Baptisia, Petroleum, Phosphorus), а также идеи бессмертия или вечных мучений (Anacardium, Aconitum, Aurum, Cyclamen, Opium, Sulfur, Veratrum album).
Подробнее в книгах Долининой И.В. «Характер и здоровье», «Узнай свой тип и вылечись», «Великие и гомеопатия».