Психотип Лахезис, психотип Аргентум нитрикум — экстравертная этика

В соционике этика связана с понятием «энергия». Как и другие функции, она может быть экстра или интровертной. Экстравертная этика – это открытое эмоциональное проявление и воздействие. Этика эмоций хорошо выражена у людей с широким диапазоном чувств, способностью к тонкой эмоциональной выразительности.

Киевский соционик В.В.Гуленко в «Структурно-функциональной соционике» пишет об экстраверной этике как об активно-динамическом состоянии: «Находясь в сфере эмоционального возбуждения, человек теряет объективную строгость своих суждений и погружается в бурную стихию субъективных предпочтений и чувств. Его сознание выносит очень пристрастные оценки, которые являются всего лишь выражением ценности объекта для субъекта. При этом речь становится богатой интонациями, быстрой по темпу и пространной по словарному наполнению.

Человек в этом состоянии может играть роль эмоционального вовлекателя. В зависимости от ситуации, он может поднять настроение окружающих или вызвать отрицательные эмоции… Этика эмоций может выплеснуться виде бурной радости или неутешного горя… Подобное состояние относится к рациональному (если этика эмоций – программная функция), так как осознается, однако с трудом управляется. Физические признаки человека с развитой этикой эмоций, распахнутые горячие глаза, богатая мимика, выразительная жестикуляция, покраснение или побледнение лица».

В.В.Гуленко анализирует этику эмоций как динамическую функцию: «Это текущие переживания, которые изменяются вместе с устранением вызывавших их причин. Эмоциональный подъем или подавленность. Взволнованность как наплыв внезапных чувств. Разнообразие настроения».

В.В. Гуленко описывает этику эмоций как активное динамическое состояние: «Это экспрессивное выражение своих желаний. Эмоциональный напор. Выброс накопившихся переживаний. Интенсивное воздействие на состояние окружающих. Артистизм. Затрагивание чувствительных «струн» души другого человека».

Дополним характеристику этики эмоций цитатами из книги Е.С.Филатовой «Искусство понимать себя и окружающих». Она пишет, что человек с развитой экстравертной этикой легко изливает свои эмоции на окружающих. «Он также хорошо понимает чувства других и порой может управлять ими. Настроение экстравертного этика легко меняется на противоположное. Свои чувства он не считает нужным скрывать и выражает совершенно свободно. С радостью сделает что-то дорогому для себя человеку и может не суметь заставить себя пойти на уступки тому, кого не любит».

Кто же из гомеопатических типов имеет этику эмоций в качестве программной функции? Стандартные ответы – Пульсатилла или Игнация не принимаются (это интроверты, у них этика эмоций стоит на втором месте). А вот Лахезис, Цимимифуга, Аргентум нитрикум нам подходят.

Обратимся к гомеопатической литературе. Найдем признаки этики эмоций как программной функции Лахезиса. И.В. Тимошенко в «Materia Medica ситуаций» сообщает: «Экспансивная коммуникабельность, болтливость, склонность к пророчеству, ревность».

А.В. Высочанский в «Психологических типах в гомеопатии» отмечает: «Обычно он эксцентричен, многословен и динамичен, а его речь изобилует яркими образами, сопровождается театральными эффектами и жестами. Он хочет, чтобы им восхищались, склонен к ненависти и мстительности». Р.Моррисон в «Новейшей Materia Medica» пишет: «Эмоции Лахезис чрезвычайно страстные и часто пациент выражает их с пугающей интенсивностью. Это высоко сексуальный, ревнивый, саркастический субъект. Он очень болтлив и экспрессивен. Может быть гневливым, агрессивным, мстительным». Становится очевидным, что Лахезис – это экстравертный тип (точнее – этико-интуитивный экстраверт).

Рассмотрим теперь тип Аргентум нитрикум.

Р.Моррисон сообщает«Это радостный и приветливый экстраверт, часто выглядит патологически открытым. Порой не в состоянии контролировать свои эмоции. Полон страхов, легко плачет, легко смеется, легко отчаивается и также всем все легко прощает. В его поведении есть много детского, наивного». А.В. Высочанский отмечает нарушения в эмоционально-волевой сфере Аргентум нитрикум: «Такой больной нелогичен, приходит к странным умозаключениям, подвержен эмоциональным желаниям». С точки зрения автора этой статьи, Аргентум нитрикум – это этико-сенсорный экстраверт.

Известная всем гомеопатам классическая аргентумная симптоматика происходит вследствие нарушений на уровне суперэго. Там расположены третья (деловая логика) и четвертая (интуиция времени) функции. Мы уже познакомились с характеристиками деловой (экстравертной) логики в ее компенсированном состоянии. У Аргентума она проблемна. Третья функция – это всегда ролевая маска. Аргентум нитрикум может с важностью изображать делового человека. Увы …, по мере нарастания декомпенсации он утрачивает способность к рациональным действиям. Им на смену приходит защитная реакция – эрзац деловой логики – навязчивые действия и ритуалы.

Точка наименьшего сопротивления (четвертая функция) у Аргентума представлена интуицией времени. Он наименее развита и наиболее болезненна. Доказательств тому масса. А.В. Высочанский пишет: «Отправляясь в путешествие на поезде, он не может успокоиться до тех пор, пока не окажется в уже движущемся вагоне. Если ему предстоит встреча, он приходит гораздо раньше намеченного срока, и тревога не оставляет его, пока встреча не закончится».

Аргентум нитрикум – это торопливый человек с ощущением, что время течет слишком быстро. Выброс накопившейся энергии с точки наименьшего сопротивления легче всего осуществляется через программную функцию – этику эмоций: «он настолько утрачивает равновесие, что по малейшему поводу становится раздражительным до неистовства».

Посмотрим, как ведет себя экстравертная этика, являясь второй, творческой функцией. Для этой цели обратимся к уже упомянутым типам – Игнации (интуитивно-этическому интроверту) и Пульсатилле (сенсорно-этическому интроверту).

Вот что сообщают гомеопатические источники о симптомах, имеющих отношение к этике эмоции. В.А. Высочанский пишет: «Игнация подходит вежливой, утонченной, впечатлительной, чувствительной и ранимой женщине. В декомпрессированном состоянии она может проявлять: вздорность грусть, ипохондрию, отчаяние, гневливость, страх». Сразу заметно отличие этики эмоций в роли второй функции от рассмотренной выше этики эмоций в роли первой.

Если Лахезис категорически не станет терпеть ситуацию эмоционального угнетения, то Игнация способна выносить безвыходную эмоциональную ситуацию достаточно длительно. Лахезис открыто заявляет о своих сексуальных притязаниях, а Игнация способна долгие годы страдать от неразделенной романтической любви. Она может закрыть глаза на общественное мнение и перестать сдерживать свои чувства.

Но результатом чаще всего окажется разочарование и внутреннее опустошение (а у Лахезиса – торжество чувственности). Экстравертный этик Лахезис громогласно в стихах заявляет всему миру о своей любви. У интровертного типа Игнации признание застревает комком в горле. Ей не требуется сочувствие, которое лишь ухудшает состояние.

А что же наблюдается у Пульсатиллы? Рассмотрим симптомы, имеющие отношение к этике эмоций. А.В. Высочанский пишет: «Пульсатиллу отмечают женственные манеры, застенчивость и деликатность. Она нуждается в сочувствии и одобрении, симпатии и утешении. Внимательна к эмоциям окружающих, старается щадить их чувства».

Мы видим, что этика эмоций в роли второй функции и у Игнации, и у Пульсатиллы проявляет себя сходным образом. Только в первом случае не нее накладывает отпечаток интуиция времени – программная функция Игнации (нет потребности в сочувствии). А во втором случае – программная сенсорика ощущений (улучшение от теплого дружеского участия). Подробно понятия интуиция и сенсорика мы рассмотрим дальше.

Подводя гомеопатический итог этики эмоций можно сделать важное замечание. Личности, у которых она является главной функцией, плохо переносят жару (Лахезис, Аргентум). Типажи с «подчиненной» этикой эмоций ведут себя не столь однозначно. Игнация любит тепло. Пульсатилла предпочитает прохладу. Это связано с интуитивностью первой и сенсорностью второй, а также с более сложными причинами, речь о которых пойдет позже.

Подробнее о соционике в гомеопатии на авторских курсах И.В. Долининой

Запись на лечение 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.