Психотип Стафизагрия — Петр Чайковский

Выдержки из книги И.В. Долининой «Великие люди глазами гомеопата».

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Лишь ценой железной настойчивости мне постепенно удалось достичь того, чтобы форма моих произведений соответствовала содержанию

П.И.Чайковский

Жизненный путь и история болезни

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в семье горного инженера. Отец управлял заводом в провинциальном городке Воткинске. Мать занималась домом и детьми. Илья Петрович был очень доверчив, Александра Андреевна была более строгой и сдержанной в чувствах. В детстве на Петра имела большое влияние воспитательница Фанни Дюрбах.

Маленький Чайковский рос необыкновенно чувствительным, впечатлительным и застенчивым. За эту хрупкость Фани называла его «мой фарфоровый мальчик». Именно она раньше других заметила музыкальность Петруши. В четырехлетнем возрасте он сочинил первую пьесу под названием «Наша мама в Петербурге».

Детские годы Чайковского прошли мирно и счастливо. Потом начались огорчения – отъезд из Воткинска, сначала в Петербург, а затем на Урал, в Алапаевск, куда отца назначили управляющим завода. Первым серьезным потрясением для Пети было расставание с любимой Фани. В течение долгих лет он писал ей письма, как самому близкому человеку.

В десятилетнем возрасте Александра Андреевна привезла Петра в Петербург учиться в училище правоведения, где кроме обязательных наук (юридических и словесности), были музыкальные классы для желающих. Мальчик тяжело пережил расставание с матерью. Он не слушал ни утешений, ни обещаний скорой встречи, а припал к маме так, что оторвать его было невозможно.

Впечатление осталось у него на всю жизнь – эту сцену Чайковский и в зрелом возрасте вспоминал с содроганием. Но самый тяжелый удар ждал Петра впереди. Когда ему было всего четырнадцать лет, мать скоропостижно скончалась от холеры. Через двадцать пять лет уже зрелый композитор напишет в дневнике: «Каждая минута этого ужасного дня памятна мне, как будто это было вчера».

Тем временем жизнь продолжалась. В 1859 году Чайковский закончил училище, получил чин титулярного советника и был принят в департамент Министерства юстиции. Казалось, все предопределено – днем служба, вечером светские развлечения. Но будни чиновника уже в скором времени стали для Петра невыносимыми.

По натуре он был рассеян, мечтателен и, задумавшись, портил важные документы. Родительская семья Чайковского к тому времени жила уже в Петербурге. Отец, видя, что сын находится на жизненном перепутье, устроил ему поездку заграницу в качестве секретаря и переводчика. В течение трех месяцев Петр объездил всю Европу.

Вернулся он с твердым намерением посвятить себя музыке. Чайковский поступил в музыкальный класс при Русском музыкальном обществе, а через год – в консерваторию. Тем временем его отец внезапно лишился всего состояния. По своей доверчивости Илья Петрович дал в долг мошенникам, признанным после банкротами. Жизнь молодого Чайковского круто изменилась. Нужно было не только учиться, но и зарабатывать деньги, поэтому он стал давать частные уроки.

В консерватории в те годы директором был знаменитый пианист и композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Он оказал большое влияние на Чайковского. К выпускному классу Петр уже стал автором нескольких крупных произведений. И сам «король вальсов» Иоганн Штраус, гастролировавший весь летний сезон в России, продирижировал написанными им «Характерными танцами».

В 1866 году Чайковского пригласили в качестве преподавателя в Московскую консерваторию, директором которой являлся брат Антона Рубинштейна – Николай Григорьевич. Он принял Петра очень радушно, поселил в своей квартире, оказывая всяческое покровительство. Позже между ними иногда случались размолвки, но деспотизм Рубинштейна усмирялся деликатностью Чайковского. Николай Григорьевич ввел Петра в Артистический кружок, который был в то время центром художественной жизни Москвы. Туда входили писатели (Островский, Писемский), актеры (Правдин, Садовский) и музыканты.

Позже Чайковский познакомился с членами так называемой «могучей кучки» (Балакиревым, Даргомыжским, Бородиным, Мусоргским). Петр Ильич был полон творческих сил и в первые годы пребывания в Москве создал несколько крупных произведений: Первую Симфонию, оперы «Воевода» и «Ундина».

В 1868 году Москву посетила известная оперная певица Дезире Арто. Она пленила всех неподражаемым голосом и драматическим талантом. Чайковский бывал у Арто и вскоре сделал ей предложение. Но Дезире уехала на гастроли в Варшаву и вскоре вышла замуж. Против ожидания, Петр перенес это известие довольно спокойно. Позже они встретились уже как друзья

Здесь мы не можем обойти стороной такую черту личности Чайковского, как его нетрадиционную сексуальную ориентацию. В биографиях композитора, изданных в советский период, об этом не говорится ни слова. Однако, исследования зарубежных авторов и расшифровка дневников композитора не оставляют сомнения в его гомосексуальных наклонностях. В наши дни подобное мало кого удивит.

Это никак не влияет ни на оценку таланта, ни на моральные качества человека, а просто является биологической данностью, для врача – медицинским фактом. Гомеопату важно знать такие детали личностной характеристики. Особенно, если сам человек воспринимает свое состояние неадекватно. Петр Ильич очень страдал из-за своих нетрадиционных наклонностей.

Он вел дневник, в котором в зашифрованном виде фиксировал свои любовные свидания. Позже раскаивался, но ничего не мог с собой поделать. Тем не менее, композитор очень хотел иметь нормальную семью Весной 1877 года в Чайковского влюбилась поклонница его таланта – Антонина Милюкова.

Она была недурна собой, к тому же неплохо музицировала. Петр Ильич писал отцу: «Женюсь я на бедной, но хорошей и честной девушке, очень меня любящей. Я не люблю её, но буду, во всяком случае, преданным и благодарным другом».

Однако уже через короткое время семейная жизнь стала для Чайковского невыносимой. Еще до свадьбы он признался Антонине в своем «грехе», но тогда она восприняла это спокойно. Однако, став женой, Милюкова начала устраивать семейные скандалы. В этих условиях невозможно было не только писать музыку, но и вообще существовать.

Чайковский все чаще стал задумываться о самоубийстве. По ночам ему снилось дуло пистолета, проходя мимо воды, он испытывал желание утопиться. И однажды, поздней осенью, Петр Ильич глубоко зашел в ледяную воду, простояв там несколько часов. Он хотел смертельно заболеть, и уже мысленно прощался с миром, когда в голове зазвучала новая прекрасная мелодия. Музыка как всегда спасла композитора.

Желание жить внезапно охватило его, и Чайковский поспешил домой работать над новым сочинением. Музыка так его увлекла, что он даже не заболел. Однако композитор был вынужден покинуть Москву. Оставив работу в консерватории, он отправился за границу. Развода Чайковский не оформлял, но с женой предпочитал больше не встречаться. Антонина к тому, оказалась не вполне здорова, и около двадцати лет провела в клинике для душевнобольных.

«Без музыки я давно бы погиб», – часто говорил о себе Петр Ильич. Сочинительство было двигателем всей его жизни. Но со временем потребовались и искусственные стимуляторы – курение и алкоголь. В среде музыкантов вино всегда считали средством, придающим творческие силы и позволяющим преодолевать жизненные неурядицы. Петр Ильич писал брату: «Я уже так привык к вину, что испытываю радость от одного взгляда на бутылку, которая у меня всегда под рукой». Курил композитор очень много, считая это необходимым для творческой деятельности.

Тем временем известность Чайковского давно перешагнула границы России. Его музыкой восхищалась не только Европа, но и Америка. Несмотря на широкую популярность, композитор не разбогател. Он не умел заключать выгодных контрактов с издателями, не мог отказать просящим в долг, кроме того, продолжал материально обеспечивать супругу и родственников. Счастливым выходом из ситуации стало покровительство со стороны меценатки Надежды фон Мекк.

Она была большой почитательницей таланта Чайковского и очень состоятельной дамой, владелицей нескольких железных дорог. Фон Мекк предложила композитору ежемесячную денежную поддержку, которая в течение двенадцати лет позволяла ему спокойно писать музыку, не заботясь о хлебе насущном. Интересно, что за все эти годы они ни разу не виделись, поддерживая отношения только по переписке.

Петр Ильич продолжал напряженно работать. Он пишет Четвертую и Пятую симфонии, оперу «Евгений Онегин», концерт для скрипки с оркестром. Чайковский проводит время в разъездах, чаще всего бывая в Италии, Швейцарии и Франции. В России его излюбленными местами стали украинская Каменка и подмосковный Клин

. Композитор создает новые произведения: оперы «Орлеанская дева», «Мазепа», балеты «Спящая красавица», а немного позже и «Лебединое озеро».

Весной 1891 года Чайковский был приглашен на открытие Карнеги-Холла в Америку. Оказалось, что его музыку давно знают и в Новом Свете. Композитора ждал восторженный прием и грандиозный успех. Вернувшись в Россию, он принялся за сочинение оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик».

С 1882 года Чайковский часто живет в Клину, где создает Третий концерт для фортепиано и оперу «Чародейка». Позже здесь он напишет музыку к балету «Спящая красавица» и оперу «Пиковая дама».

С возрастом талант композитора крепчал, а вот здоровье начало подводить. Беспокоили частые головные боли, изжога, колики в животе, угнетенное настроение. Первые признаки меланхолии отмечались у Чайковского с двадцатипятилетнего возраста. Тогда, несмотря на успешное завершение Первой симфонии, композитор был настолько морально подавлен, что лечащий врач хотел поместить его в клинику для нервнобольных.

Еще в 1868 году Петр описывает свое состояние так: «Нерешительность, безотрадность, разочарованность, нежелание разговаривать, нарушение сна и расстройство аппетита». Все эти симптомы – признаки классической депрессии. Речь не идет о маниакально-депрессивном психозе. Депрессия Чайковского – это реактивный процесс, развивавшийся под влиянием внешних и внутренних причин.

Слухи об особой личной жизни композитора циркулировали в обществе. Они доходили до самого Чайковского, усиливая его подозрительность и угрызение совести. Комплекс вины заставлял бороться против «греховных помыслов». Дневник композитора полон самообвинений: «Какое же я чудовище! Нет мне прощения!

Гомосексуальные наклонности развились у Петра Ильича из-за задержки сексуального развития на инфантильном уровне. Всю жизнь он боготворил мать, поэтому не мог относиться к женщинам с иными чувствами, кроме платонического восхищения. Чайковский искал дружбы с дамами, которые по возрасту годились ему в матери, и отдавал им свою нерастраченную сыновью любовь.

Так было с баронессой фон Мекк, так было и с Фанни Дюрбах. Петр Ильич встречался со своей няней Фанни в 1892 году во Франции. Она сильно постарела, но еще продолжала работать гувернанткой. Самому Чайковскому было пятьдесят два года, но выглядел он на все шестьдесят. Судьба дала Петру Ильичу еще один год жизни.

25 октября 1893 года Чайковский скоропостижно скончался от желудочно-кишечного заболевания. Предположительно, это была холера. Ни одного русского композитора не оплакивали так, как Петра Ильича. Его похоронили в Александро-Невской Лавре. По всем крупным городам прошло траурные собрания и благотворительные концерты.

Уже в наши дни, на основании обнаруженных документальных свидетельств, удалось выявить факты, позволяющие опровергнуть холеру как причину смерти композитора. Осенью 1893 года в Петербурге эпидемии этого заболевания уже не было, кроме того, Чайковский проживал в хороших гигиенических условиях и не употреблял сырой воды.

Клиническая картина заболевания также не соответствовала версии холеры. В первые часы болезни у Петра Ильича была жгучая боль за грудиной, неутолимая жажда, жидкий стул, колики в животе. Позже появились судороги, задержка мочеиспускания, коллаптоидное состояние. Через два дня композитор умер в жесточайших мучениях.

Врачи, видимо по просьбе самого Чайковского, скрыли от общества правду. И только в начале века доктора Бертензон и Сандерс, которые провели последние часы у постели Петра Ильича, открыли причину смерти маэстро. Композитор покончил с собою, приняв мышьяк. Он сознательно избрал такой способ ухода из жизни, чтобы смерть выглядела естественной. Почему же гений сделал это, находясь в зените славы?

Роль Сальери сыграл бывший однокашник Петра Ильича по Училищу правоведения, а в то время прокурор Апелляционного суда, Николай Якоби. В его руки попала жалоба на имя императора Александра III, в которой указывалось на «недостойное поведение композитора Чайковского в отношении племянника некого князя». Во избежание огласки прокурор созвал у себя дома «суд чести», в котором приняли участие шесть бывших однокашников Петра Ильича.

В результате было принято решение, что избежать передачи письма государю можно лишь при условии добровольного ухода из жизни обвиняемого. В состоянии сильного душевного волнения, композитор согласился с этим условием. Так безвестные ныне судьи взяли на себя роль вершителя судьбы гения.

В знак признания выдающихся заслуг Чайковского Александр III устроил государственную панихиду. В траурном шествии по Невскому проспекту приняли участие тысячи жителей столицы. Великий музыкант нашел свой последний покой рядом с Глинкой, Бородиным и Мусоргским.

Музыка Чайковского близка каждому. В детстве мы с восторгом открываем «Щелкунчика», в юности – «Лебединое озеро», в зрелости – «Пиковую даму». И всю жизнь восхищаемся бессмертной красотой произведений гениального русского маэстро.

Размышления над гомеопатическим диагнозом.

Наш современник профессор А.Ноймайр глубоко исследовал патобиографию Чайковского. По мнению ученого, проблемы нетрадиционной сексуальной ориентации композитора уходят корнями в детство. Психоаналитики склонны считать гомосексуализм не перверсией (извращением), а инверсией, то есть направлением либидо на объект, подобный себе.

В юношеском возрасте нарциссическое обращение либидо на себя можно считать нормальным преходящим явлением. Аналогом является страстная дружба между подростками одного пола, сопровождаемая ревностью и желанием полной власти над объектом дружбы. В большинстве случаев отношения не выходят за рамки платонических, но на самом деле это есть одна из стадий развития сексуальности. У Чайковского такая страстная дружба была со школьным товарищем, поэтом Алексеем Апухтиным.

Изучение сексуальной сферы человека с точки зрения медицины очень важно. Она тесно связана с возникновением и развитием психической патологии, чаще всего невроза. Под этим термином понимается неадекватная реакция на реальную ситуацию, обусловленная неправильной психической установкой.

Фрейд считал, что в основе невроза лежит конфликт между инстинктивным влечением и общественными нормами поведения. Корни развития болезни следует искать в событиях раннего детства, а клинически невроз может проявиться в период полового созревания, у женщин – в связи с беременностью и родами.

У Петра Ильича Чайковского была выражена неврозизация личности, вплоть до развития психосоматических заболеваний. Толчком формирования болезни могли служить его детские душевные травмы. Одним из сильных переживаний в десятилетнем возрасте был отъезд матери из Петербурга. Мальчик пытался остановить экипаж, хватаясь за спицы колес, а когда понял свое бессилие, впал в бурный припадок.

Событие это настолько запало в душу, что уже в зрелом возрасте у композитора случались приступы ярости при шуме проезжающего мимо экипажа. Дело было, конечно, не в реакции на шум как таковой (в отличие от Нукс вомики), а в воскрешении в памяти тяжелых воспоминаний.

Невроз Чайковского проявлялся в виде различных фобий. Он боялся грозы, взломщиков, привидений и покойников, контактов с новыми людьми и выступлений перед публикой, В связи с этими фобиями, гомеопат может задуматься о целом ряде препаратов.

Страх грозы: гельземиум, натриум карбоникум, рододендрон, фосфор.

Боязнь грабителей: арсеникум, аргентум нитрикум, кониум, игнация, лахезис, меркуриус, натриум муриатикум, пульсатилла, фосфор, цинкум.

Страх привидений: аконит, арсеникум, бромиум, карбо вегетабилис, каустикум, дрозера, калиум карбоникум, ликоподиум, фосфор, платина, пульсатилла, страммониум.

Страх перед аудиторией: гельземиум, ликоподиум.

Список можно было продолжить. Но уже становится понятным, что среди такого количества препаратов практически нереально выявить именно тот, которой подходил Чайковскому. Это нельзя сделать механическим путем, однако вполне возможно, если мыслить синтетически и «смотреть в корень».

Обратимся к теоретикам психоанализа. По мнению известного немецкого психолога Ф.Римана, существует четыре основных формы страха, которые при чрезмерном развитии формируют четыре типа личности: шизоидный, депрессивный, навязчивый и истерический.

Основной тенденцией первого типа является стремление человека выделиться из основной массы и реализовать себя как независимую личность. Шизоид испытывает страх перед открытостью, самоотдачей и очень боится сойти с ума. Эти фобии связаны с нежеланием утраты своей самости.

Основной тенденцией второго типа является стремление объединиться с другими людьми, желание любить и быть любимым, постоянное стремление сравнить свое поведение с общественными нормами. Отдаление партнера означает для депрессивного типа покинутость, потерю безопасности, угрозу самому существованию.

Основная тенденция третьего типа– стремление к порядку и неизменности. Это обсессивные люди, которые пугаются всего нового, соблюдают осторожность, планируют все свои действия, стараются обезопасить себя от будущих проблем. Они боятся, что их мнением будут пренебрегать, страшатся сделать первый шаг, предвидя бесчисленные последствия этого поступка. Для защиты стремятся к накоплению знаний, навыков, денег или власти. В повседневной жизни они склонны к навязчивым действиям и соблюдению ритуалов.

Основная тенденция четвертого типа – это стремление к новизне, риску, свобода от условностей, традиций и порядка. Такие люди испытывают страх перед любыми жестко установленными границами – даже перед биологическими данностями, в рамках которых человек является либо мужчиной, либо женщиной. Они стремятся сыграть любую понравившуюся роль, избегая всяческих предписаний и законоположений. Страх перед необходимостью часто остается неосознанным. Ведь не для всех же: «Свобода – это осознанная необходимость». В этом случае он проявляется косвенно, в виде боязни замкнутых (клаустрофобия) или открытых (агорафобия) пространств.

Очевидно, что в той или иной мере эти страхи могут быть присущи любому человеку. Шизоидный, депрессивный, обсессивный или истерический тип личности формируется лишь при патологическом развитии характера. Вероятно, что Чайковский тяготел к депрессивному складу натуры. Поэтому его конституциональное средство следует искать среди «гомеопатических антидепрессантов».

Их перечень очень обширен: агнус кастус, алюмина, амбра, анакардиум, антимониум крудум, аргентум нитрикум, арсеникум, аурум, карбо вегетабилис, каустикум, хина, кониум, гельземиум, графит, игнация, калиум карбоникум, лахезис, ликоподиум, меркуриус, натриум (все соединения), фосфор, псоринум, пульсатилла, рус, сепия, силицея, стафизагрия, сульфур, туя, вератрум, цинк.

И только понимание истинной причины депрессии поможет нам приблизиться к истине. Гомосексуализм Чайковского стал трагедией всей его жизни. Такая ориентация была связана не с желанием нарушения запретов или разнообразия плотских утех. Она означала задержку на недифференцированном, инфантильном уровне сексуального развития. В этом случае гомеопат может использовать рубрику «страх перед противоположным полом», в которой значатся: ликоподиум, натриум карбоникум, аурум, платина, пульсатилла.

Нельзя упускать из виду и суицидальные склонности композитора. Наиболее часто упоминаемые средства: анакардиум, антимониум крудум, аргентум нитрикум, аурум, арсеникум, белладонна, хина, дрозера, гепар сульфур, гиосциамус, меркуриус, натриум сульфурикум, псоринум, пульсатилла, рус, вератрум альбум.

Суицидальная склонность может сосуществовать с компенсаторным свойством – страхом смерти. У Чайковского отмечалась, на первый взгляд, странная фобия. Когда он дирижировал и находился в центре внимания на возвышении, появлялось ощущение, что голова вот-вот слетит с плеч. Петр Ильич для самоуспокоения был вынужден левой рукой поддерживать подбородок, а правой дирижировать.

У гомеопатического типа Псоринум бывает ощущение, что «голова отделена от тела». Но у Чайковского причина симптома была, скорее, стафизагрийная. В связи с гомосексуализмом его всю жизнь преследовал страх публичного «разоблачения» и «наказания». А что может быть страшнее публичной казни путем отсечения головы? Возможно, именно эти мотивы лежали в основе данного симптома.

Мы уже упоминали о психосоматических недугах Чайковского. Обострение недомоганий композитора часто совпадало с датами его выступлений. В дневнике Петра Ильича можно прочитать о частых спазмах в животе, тошноте и жидком стуле. Вероятно, это был синдром раздраженного кишечника.

Сущность заболевания состоит в нарушении двигательной функции кишечника, которое клинически проявляется приступообразными болями в животе и диареей. В межприступный период состояние больного удовлетворительное. В случае синдрома раздраженной толстой кишки гомеопат чаще всего думает о препаратах: аргентум нитрикум, гельземиум, колоцинт, ликоподиум, натриум карбоникум, натриум муриатикум, нукс вомика.

Наряду с расстройствами пищеварения, в своем дневнике Чайковский часто упоминает о сердцебиении, нарушении сердечного ритма и колотье в сердце. Эти симптомы сопровождались ощущением страха и удушьем. Скорее всего, это была нейроциркуляторная дистония. Основные гомеопатические препараты в данном случае: игнация, вератрум альбум, гельземиум, мошус, кратегус.

Если говорить о сути психотипа Чайковского, то наиболее полное соответствие наблюдается с типом Стафизагрия. Это человек с повышенной чувствительностью к внешним воздействиям, вынужденный подавлять свои сексуальные желания, боясь разоблачения и унижения. Он злоупотребляет курением и алкоголем, ипохондричен, обидчив, советлив, испытывает чувство вины, раскаяния и самоуничижения.

По характеру это мягкий, уступчивый, робкий, сентиментальный, рафинированный романтик. Моррисон отмечает, что основная причина болезни такой личности – подавление. Пациент настолько мягкосердечен, что не может защитить себя. Так, где другой человек испытал бы гнев, Стафизагрия испытывает стыд.

Лишь когда самобичевание уже переполняет чашу терпения, он может вспылить. Пациент Стафизагрия влюбчив и сексуален, но при этом застенчив. В основе его болезней лежит подавленное горе и гнев. Такой человек может долго сохранять тяжелый для себя брак, вступать в нетрадиционные сексуальные отношения с последующим самобичеванием.

Растение Стафизагрия называют еще стефановым семенем по имени святого Стефана, забитого камнями за свою веру и простившего своих убийц. Другое название растения – «рыцарские шпоры». Этим «шпорами» самоедства Чайковский мучил себя всю жизнь.

Музыка была его отдушиной. Возможно, именно мучительное внутреннее недовольство собой явилось неким побудительным мотивом к творчеству. Благодаря этому, были созданы бессмертные произведения, сочетающие в себе пронзительный лиризм, полнокровие чувственности и сверкающую роскошь гения.

Подробнее в книгах Долининой И.В. «Характер и здоровье», «Узнай свой тип и вылечись», «Великие и гомеопатия».

Курсы по гомеопатии для врачей

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.