Психотипы в гомеопатии

ЛЕТУЧИЙ МЕТАЛЛ РТУТЬ

МЕРКУРИЙ

В гомеопатии Меркурий – это особым образом приготовленный препарат из ртути. Ртуть – один из самых тяжелых и в то же время очень летучих металлов. Он весьма красив и очень ядовит.

О ртути упоминают ещё Аристотель и алхимики. Она содержится в организме человека (максимальная концентрация отмечена в почках) и играет роль в его функционировании.

В медицине ртуть применялась с глубокой древности. В арабских лечебниках есть рецепты лечения кожных заболеваний, а знаменитый Парацельс применял ртуть для борьбы с сифилисом. После него ртуть, как антилюэтическое средство,  широко использовалось более четырехсот лет.

В гомеопатию препараты ртути введены Ганеманом. Они применяются для лечения заболеваний нервной системы (всевозможных невралгий, арахноэнцефалитов), глазных болезней (конъюктивитов, блефаритов, кератитов, иритов), патологии желудочно-кишечного тракта (стоматитов, гастритов, энтероколитов), кожных проблем (фурункулов, язв, панарициев), заболеваний мочеполовых органов (лечение циститов, уретритов, эндометритов), патологии дыхательной системы и лор-органов (это: риниты, синуситы, тонзиллиты, отиты, бронхиты, пневмонии и плевриты).

Безусловно, гомеопатический препарат Меркурий подойдет не каждому, а только тому больному, у которого будут так называемые меркуриальные симптомы и особый тип личности. Попробуем разобраться, что представляет из себя психотип Меркурий.

ЧЕЛОВЕК МЕРКУРИЙ

Некоторые гомеопатические руководства описывают Меркурия как «тучного светловолосого субъекта с вялыми мышцами и кожей». Возможно, такие Меркурии встречаются в природе, как, например, белые вороны. Но чаще всего Меркурий худощав, подвижен.

У него овальное лицо, лоб в горизонтальных морщинах. Граница роста волос часто расположена низко. Сами волосы густые, темные, «ежиком». Глаза миндалевидные зрачок бывает полускрыт верхним веком. Взгляд может быть от лукавого до злого. Нос прямой или с горбинкой, в нижней части тонкий. Губы тонкие, могут быть асимметричными (подчеркнут левый угол рта). Подбородок чаще узкий, на шее выделяется кадык. Движения Меркурия быстрые, поспешные, угловатые.

Почерк компенсированного Меркурия отличается от почерка декомпенсированного типа. В первом случае он, беглый, заглавные буквы высокие, широкие. Поля слева большие, строчки могут восходить кверху.  Слова связаны по слогам, но не всегда полностью. Строчки заполняются до конца. Выражен наклон букв вправо, они спускаются за края строчки. Подпись замысловатая, может быть подчеркнута росчерком.

Во втором случае, строчки начинают опускаться книзу, сужаются поля слева, уменьшается нажим. Сам почерк может выглядеть беспокойным, постоянно меняющимся по величине букв, неразборчивым и неправильным. Подпись уменьшается в размерах и почти всегда перечеркнута росчерком.

Такой человек очень беспокоен, постоянно изменяет положение тела, страстно желает куда-то уехать, убежать. Его влекут дальние страны и неведомые дали. Но там он находит лишь временное успокоение – ведь убегает Меркурий от самого себя. Страсть к бродяжничеству существует одновременно с тоской по дому.

Возможно, склонность к перемене мест является компенсацией проблем со временем. Как известно, время и пространство – это в некоторой степени антагонистические категории (выигрывая во времени, мы проигрываем в расстоянии). А Меркурий очень нетерпелив, с ощущением, что «время течет слишком медленно», вот он и пытается подменить его торопливым освоением пространства.

Большинство характеристик из гомеопатического патогенеза Меркурия говорит о психопатических особенностях его характера. Сравним их с описанием психопатической личности, данным известным психологом Александром Лоуэном: «У психопатической личности эго, или разум, поворачивается против тела и его чувств, особенно сексуальных…  Другим аспектом этой личности является стремление к власти и потребность доминировать и контролировать». Гомеопатические руководства отмечают у меркуриального человека:  «консервативность, желание распорядка и санкций на поступки».

Продолжаем цитировать А. Лоуэна: «Психопатической личности требуется кого-то контролировать, и хотя может показаться, что она контролирует человека, всё-таки сама также от него зависит… Потребность контролировать тесно связана со страхом быть под контролем, что означает «быть используемым». У Меркурия в связи со всем этим возникают иллюзии, что все окружающие – враги. Он чрезвычайно подозрителен, может прийти в неистовство, если подумает, что над ним смеются.

В процессе развития меркуриальной патологии, импульсивность желаний выходит на первое место. В его биографии можно обнаружить антисоциальные поступки, алкоголизм, половые извращения. В результате возникает стремление убрать тех, кто препятствует реализации самых  диких желаний: «стремление убить мешающих, противоречащих ему людей», «желание схватить проходящего мимо незнакомца за нос», «желание плевать на пол».

Впоследствии на первое место выходит уже пресыщение жизнью, скука, отвращение к себе самому, своим родственникам, работе и окружению. Возникают иллюзии: «он – преступник», «он всех водит за нос», «адские муки с невозможностью покаяться». А вслед за иллюзиями – импульсивная аутоагрессия: «суицидальные попытки острыми предметами».

Меркурий пытается самостоятельно справиться со своими проблемами (многие справочники указывают на «отсутствие контакта с врачом»).

Средством компенсации может служить  стремление к коллекционированию. Таким способом, во-первых, Меркурий частично справляется со «страхом перед бедностью», Во-вторых, успокаивает свои импульсы логически, «раскладывая все по полочкам».

Но чаще Меркурий идет на поводу у своих желаний. Он может встать во главе преступной группировки, промышляющей грабежами. Воровство для Меркурия не характерно – ему требуется открытое нападение с угрозой острыми предметами. Дома у такого «профи» часто обнаруживается целая коллекция холодного оружия, которое он любовно натачивает и содержит в полном порядке.

Не стоит, однако, думать, что пришедший на прием меркуриальный пациент из среды тех, кого разыскивает милиция. Он может иметь совсем иную профессию.

Женщина Меркурий часто очень привлекательна для мужчин, так как излучает глубокую сексуальность. Но её жертвы слишком поздно понимают, что ненасытное желание обладать может лишить их жизненных сил.

Меркурианка редко демонстрирует свои низшие импульсы. Её характер – синтез тонкости, предусмотрительности, скрытности и стойкости. Мистицизм спокойно сочетается с рационализмом, богатое воображение – с хозяйственностью, огромная энергия – с душевной чуткостью. У Меркуриальной женщины может быть редкостное самообладание, выдержка и выносливость, интуиция и тяга к красоте (обладание ею).

Она имеет мощный сексуальный инстинкт и страстна в любви, Очень ревнива и ни с кем не станет делить возлюбленного – лучше его уничтожит. Весьма обидчива, не переносит посягательств на личную автономию. При отсутствии реализации в любви, может удариться в самоедство. Очень характерны: мстительность, злопамятность, уязвленная гордость.

Произведения классической литературы наполнены образами меркуриальных женщин. Это и Леди Макбет Шекспира и Леди Макбет Мценского уезда Лескова. Их судьбы трагичны и притягательны. Обстоятельства складываются так, что либо они убивают своих возлюбленных, либо возлюбленные их. А виной всему – ненасытная жажда обладания.

До сих пор мы рассматривали декомпенсированного Меркурия. Следует заметить, что в реальной жизни часто встречаются вполне компенсированные, удачливые в жизни личности (особенно, если они принимают гомеопатический Меркурий).

Такой человек четко знает, чего он хочет от жизни. У него развиты упорство, смелость, честолюбие, деятельность, решительность и осторожность. Он умеет отыскать уязвимую точку противника и внезапно нанести сокрушительный удар.

Скрывает свои недостатки, держится с достоинством. У Меркурия развиты инстинкты – от самопожертвования до ненависти. Мышление острое, критическое, сочетается с богатым воображением. Он глубоко понимает проблемы и хорошо решает тактические задачи. Имеет хорошую, цепкую память. Любит все исключительное, яркое, будоражащее страсти. Обладает мощными скрытыми резервами.

Спектр меркуриальных инстинктов и переживаний достаточно широк: от глубин падения до немыслимых взлетов. Окружающим трудно понять, как вести себя с ним.  Сконденсированная внутренняя энергия настолько напряжена, что может взорваться из-за пустяка и дать разрушительные последствия для окружающих и его самого.

Какие же профессии выбирает Меркурий?

Сильная жажда познания таинственного и загадочного, секретов жизни и смерти, в сочетании с развитым сарказмом и острым словом, может сделать из него хорошего писателя-романиста. Или автора захватывающих психологических триллеров.

Интерес к устройству человеческого организма  в сочетании с решительностью, отсутствием страха перед кровью и тягой к острым предметам, может направить его в сторону медицины (хирургии, акушерства).

Желание распутывать сложные логические задачи, перехитрить умного преступника и обезвредить его, приводит к профессии следователя.

Выраженный интерес к глубинам психики – к занятию психоанализом. Желание разобраться в межчеловеческих отношениях – к психологии.

Встречаются меркуриальные типы с развитой аккуратностью, основательностью, прилежностью, скрупулезностью, врожденной тягой к исследованиям. Из них получаются ученые-химики (иногда создатели мощного оружия) или фармацевты.

Стремление к раскрытию чужих секретов в сочетании с уверенностью в своей победе, пополняет Меркуриями ряды военных специалистов, разведчиков и диверсантов.

Меркурия можно встретить  в разных профессиях, но у всех них будет одно общее: преобразование, трансформация объектов и энергий. А это имеет место в профессии металлурга и сварщика, физика и электротехника, мясника и скульптора.

Так как движение материи по принципу: «товар – деньги — товар» тоже есть некое превращение, то Меркуриев можно встретить и среди удачливых коммерсантов.

Так что все дороги открыты для Меркурия, лишь бы ему не поддаться идущим из глубины психики «темным побуждениям»: подозрительности, злобе, ревности, ненависти, садизму, тяге к спиртному, ненасытной жажде обладания.

БОЛЕЗНИ МЕРКУРИЯ

К врачу приходит декомпенсированный Меркурий. Первое, на что обращается внимание – это  неприятный запах изо рта и от всего тела. Во всех руководствах описан так называемый меркуриальный язык – набухший, с отпечатками зубов, очень влажный.

Меркурий страдает ночными потами, мучительными болями в мышцах и суставах, усиливающимися от тепла постели. У него слабые лор-органы (частые ангины, риниты, синуситы, отиты). Заболевание поражает больше левую сторону или же идет слева – направо.

Такой человек склонен к язвенным процессам, как на коже, так и в желудочно-кишечном тракте. В психосоматической литературе описан тип язвенника, очень сходный с Меркурием. У такой личности имеется глубинный страх зависимости от своего окружения. А как гиперкомпенсация, выступает тираническое подавление других людей со вспышками агрессивности в случае неудачи. Существует склонность к алкоголизации. Подобный человек может постоянно рассеивать своё агрессивное напряжение на окружающих – он «язвит» их своей иронией, не замечая того, что именно этим углубляет свою внутреннюю язву двенадцатиперстной кишки или желудка.

Для назначения гомеопатического Меркурий необходимо наличие меркуриального  характера и соответствующей соматической патологии.

МЕРКУРИЙ В ИСТОРИИ

(Людвиг ван Бетховен)

 Этот великий композитор XIX века всю жизнь стремился к нравственному  совершенствованию. Его девиз: «Через борьбу – к победе» воспевает торжество человеческого духа над всем преградами. Бетховен принадлежал к гомеопатическому типу Меркурий. Об этом свидетельствуют все заболевания маэстро, а также некоторые особенности его натуры.

Известно, что страстный характер одного может столкнуть в нравственную пропасть, другого же – вознести на крыльях  творчества. Именно так и случилось и с Бетховеном. Несмотря на тяжелые физические и душевные страдания, он остался в нашей памяти как один из самых гениальных композиторов.

Бетховен родился в Бонне. В старой части города, на улице Боннгассе жили исключительно музыканты, служившие при дворе князя-епископа. Характером и внешностью Людвиг пошел в деда. Тот очень любил внука, но, к сожалению, прожил недолго. Семьи Бетховенов коснулась нужда. Они вынуждены были сменить жилье на более скромное. Отец семейства ломал голову, как заработать на жизнь. И тут ему пришла мысль осуществить это с помощью сына.

Необычная музыкальная одаренность обнаружилась у маленького Людвига с четырехлетнего возраста. Бетховен старший решил сделать из него второго Моцарта – давать концерты и зарабатывать деньги. В пять лет Людвиг играл на клавесине по семь часов в день. Иоганн был неважным педагогом, зато за малейшие провинности  бил мальчика по щекам и таскал за волосы.

Впоследствии к клавесину добавились орган, скрипка и альт. С Людвигом занимался приятель отца. Часто мальчику давали скрипку и запирали в чулан играть до утра. Но эти издевательства не отбили у маленького Бетховена любовь к музыке. Более всего он мечтал сочинять и часто вместо заданного урока играл то, что слышал внутренним слухом. Отец считал импровизации блажью и не позволял тратить на них время.

В восемь лет Людвиг настолько хорошо играл на клавесине, что отец начал выводить его в свет. Однако здесь его ждало разочарование. Оказалось что для заработков нужен талант импресарио, который у отца совершенно отсутствовал. С одиннадцати лет Людвиг вынужден был оставить школу и начал зарабатывать игрой на органе. При этом он не оставлял самостоятельных занятий – учил латынь, французский и итальянский языки.

В 1782 году в жизни Бетховена произошло значительное событие. Он начал брать уроки у композитора Христиана Готлиба Нефе, одного из самых передовых и образованных людей того времени. Учитель сразу угадал в двенадцатилетнем Людвиге будущего гения. Он стал ему другом и фактически заменил отца. Нефе помог своему ученику устроиться на работу в капеллу и оперный  театр.

Тем временем дела семьи Бетховенов шли все хуже. Отец пил, у матери открылась чахотка. С четырнадцати лет Людвиг уже содержал всех своих домочадцев. А с шестнадцати начал давать частные уроки музыки. Его первой ученицей стала Элеонора Брейнинг. Она же оказалась и первой безответной любовью. Разочарованный Бетховен уехал в Вену. Он мечтал познакомиться с гениальным Моцартом. И ему улыбнулась удача – Моцарт не только прослушал его, но и согласился давать уроки!

Но жизнь распорядилась иначе – успев лишь несколько раз увидеться с Моцартом, Бетховен был вынужден вернуться в Бонн в связи с ухудшением здоровья матери. Вскоре она скончалась у Людвига на руках. Болезнь и смерть матери поглотили последние деньги. На обеспечении молодого музыканта остались два брата и алкоголик-отец. Здоровье самого Людвига ослабло из-за переживаний.  Он перенес тяжелую форму тифа, а также оспу, следы которой остались на его лице на всю жизнь.

Тем не менее, жизнь продолжалась. Христиан Нефе не переставал помогать Бетховену. Хорошей отдушиной была и дружба с семьей Брейнингов. В их доме собирались известные музыканты, художники, профессора университета. Там говорили и спорили о науке и искусстве, обсуждали произведения Шиллера и Гете. Людвиг играл собравшимся свои сочинения – сонаты и песни.

В 1789 году Бетховен по совету Нефе поступил в Боннский университет на философский факультет. Но проучился там лишь год – работа музыканта не оставляла времени  для  учебы. В это время во Франции начались   революционные выступления. Многие образованные германцы, в том числе и преподаватели университета, были на стороне восставших. А один из них даже покинул Бонн и сражался на парижских баррикадах

Бетховену становилось тесно в провинциальном городке, и он решил переехать в Вену. К сожалению, Моцарт уже умер. Но известный композитор Гайдн согласился заниматься с Людвигом. Гайдн писал Бетховену: «Ваши вещи великолепны, более того, чудесны. Но местами от них веет мраком. Да и в вас есть какая-то угрюмость и странность. А стиль композитора таков, каков и он сам».  Что ж Бетховен был таким, каким его сделала жизнь:

«Непокорный молодой человек с плохо поддающейся гребню шевелюрой, пренебрегая этикетом и отвергая званые обеды в богатых домах, питается в трактирах на окраине города. Его неистовый характер и полная внутренней борьбы музыка – это проявление мятежной души революционера» (воспоминания современника).

В Вене на Бетховена нахлынули житейские заботы. Нужно было экономить на всем, чтобы приобрести хотя бы один приличный костюм и пару обуви. Со своими друзьями Бетховен встречался в пивнушке «У лебедя». Как-то он несколько дней не приходил туда, а когда, наконец, появился, друзья поинтересовались, не болен ли он. В ответ на это, композитор заметил, что с ним лично все в порядке. А вот его сапоги действительно подхватили такую лихорадку, что едва не умерли.

Тем не менее, Людвиг был принят и признан в аристократических музыкальных салонах.  Не последнюю роль сыграло сделанное когда-то пророчество Моцарта: «Когда-нибудь он заставит говорить о себе весь мир». Бетховена благосклонно приняли в доме князя Лихновского, игравшего большую роль в музыкальной жизни Вены.  Когда-то сам князь брал уроки музыки у Моцарта и покровительствовал гению, теперь же он перенес свою благосклонность на Бетховена. Людвиг жил в доме Лихновского, получая по 600 гульденов в год.

Композитор также был частым гостем на музыкальных вечерах во дворце русского посланника графа Разумовского. Благосклонность меценатов была источником существования Людвига. Маэстро угнетала унизительность подобного положения. Однажды Бетховен демонстративно покинул званый ужин, заметив, что его прибор поставлен отдельно от стола титулованных особ. А когда один из знатных учеников заставил два часа ждать себя в передней, Бетховен, не сдержавшись, ударил его по пальцам, услышав фальшивую ноту.

Людвигу было двадцать пять лет, он мечтал о собственном доме и любви. Но и то, и другое было видимо ему не суждено. Актриса Магдалина Вильман на его предложение ответила отказом. Другая возлюбленная – Жозефина  Брунсвик – предпочла Бетховену именитого графа.

Из муз композитора широкой публике более известна Джульетта Гвиччиарди. Ей было пятнадцать, Людвигу – около тридцати. Влюбленный Бетховен и писал своему другу: «Мне сейчас живется немного повеселей. Ты не можешь представить, какую одинокую и бестолковую жизнь вел я последние два года. Перемену, которая свершилась со мной, произвела милая, прелестная девушка: она любит меня, и я её люблю. Первый раз в жизни я чувствую, что брак может принести мне счастье».

Весной 1802 года появилась «Лунная соната» Бетховена с посвящением Джульетте. Людвиг считал её своей невестой, но жестоко ошибся. Девушка предпочла выйти замуж за графа. Возможно, причина была не только в социальном неравенстве, но и в характере композитора, для которого музыка была превыше всего, даже любви.

Брак Джульетты был несчастен – ее муж был повесой и вскоре окончательно разорился.  Узнав об этом, Бетховен стал тайно помогать несчастной графине. Но, когда через несколько лет она пришла к Людвигу с покаянием, он не простил бывшую возлюбленную.

Несчастья личной жизни усугубляли болезненное состояние композитора. С юности он страдал частыми коликами в животе и приступами лихорадки. Уже с двадцати пяти лет  у него стал заметно снижаться слух. Он жаловался друзьям: «В ушах у меня днем и ночью стоит непрерывный гул. Могу сказать, что влачу жалкое существование».

Душевное состояние Людвига скрашивало общение с семейством Брунсвиков. Он увлекся сестрой Жозефины – Терезой. С думами о ней  Людвиг в 1804 году создал знаменитую «Апассионату». Но мать возлюбленной была против брака. Так композитор снова остался один. Позже он еще несколько раз связывал с женщинами надежды на счастье, но все они принесли Людвигу лишь разочарования.

Как музыкант и композитор Бетховен после тридцати лет вступил в полосу расцвета. Он создавал сонаты, концерты, квартеты, симфонии и оперы. У него появились талантливые ученики (Карл Черни и Игнац Мошелес). И, тем не менее, некоторые аристократы по-прежнему пытались ограничивать Людвига рамками придворного музыканта. До нас дошла история о том, как князь Лихновский предложил Бетховену сыграть для расквартированных у него французских офицеров (Вена была оккупирована  войсками Наполеона). Когда музыкант отказался и заперся в комнате, ее по приказу князя взломали. Не помня себя от гнева, Людвиг замахнулся стулом на сиятельного мецената, но, не ударив, бросился вон из дома. Под проливным дождем он дошел до ближайшего городка, после чего заболел. Этот случай стоил композитору значительного ухудшения слуха.  Дома он разбил бюст Лихновского и написал в письме: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует тысячи, Бетховен же – лишь один».

На протяжении всей жизни верной спутницей композитора была литература. Он очень ценил античных авторов (Плутарха, Гомера), восхищался Шекспиром и Гете. Личному знакомству с этим классиком немецкой литературы Бетховен обязан  одной из своих любимых женщин – Беттине Бретано. Она хорошо знала Гете и способствовала тому, чтобы Йоганн Вольфганг пригласил Людвига погостить в свой дом.

Первоначальное взаимное восхищение вскоре уступило место более трезвым оценкам. Бетховен представлял Гете гордым и свободолюбивым, а обнаружил уравновешенного вельможу, скрывающего свои чувства, учтивого и светского. «Придворный воздух слишком нравится Гете. Как ужасно, что поэты, призванные быть первым учителями нации, готовы забыть все ради ложного блеска», – писал  Людвиг в дневнике. А вот мнение самого Йоганна Вольфганга о композиторе: «Его талант изумил меня. Но только, к несчастью, это совершенно необузданная натура. Немногословный от природы, он теперь из-за своей глухоты становится лаконичным. Но кипящие внутри страсти все равно прорываются наружу».

С сорокалетнего возраста Бетховен опять начал впадать в нужду. Из-за тугоухости он не мог выступать и дирижировать. Издатели, пользуясь рассеянностью композитора, обирали его.  Гордому маэстро приходилось занимать небольшие суммы, чтобы хоть как-то прокормиться.

Один из современников оставил нам описание той нищеты, в которой был вынужден жить великий маэстро: «Убожество жилья  привело бы в смущение обитателя самих жалких трущоб. Квартира была из двух комнат, грязноватая и беспорядочная. Нотные тетради грудами были навалены на запыленном старом рояле, под которым укрывалась ночная посудина. На стульях – остатки еды вперемежку с грязным бельем. На Бетховене жилет из грязной ткани, его волосы дождем ниспадают с головы, в ушах – желтые комки ваты. Руки крепкие, покрыты волосами, с расплющенными пальцами».

В этот период композитор практически оглох и для общения  вынужден был вести так называемые «Разговорные тетради»: «Я глух… мне нет места в человеческом обществе. Думал о самоубийстве, но потом отверг эту мысль».

В жизни Бетховена удерживала не только музыка, но и любовь к единственному племяннику. Людвиг относился к нему как к сыну и мечтал сделать из него образованного человека. Однако юноша оказался ленивым, распущенным и лживым. Композитор отдавал подопечному последние деньги, а тот тратил их в пивных и игорных домах.

В декабре 1826 года Бетховен поехал по делам племянника в другой город. Эта поездка в зимнюю стужу оказалась для него роковой. Людвиг слег в постель. У него появилась водянка, боли в животе, ночное удушье. Последние дни композитор провел в беспамятстве. В день его смерти – 26  марта 1827 года – вдруг разразилась снежная буря. Это было прощание природы с мятежным духом маэстро.

Хоронили Бетховена через два дня под звуки траурной музыки, написанной самим композитором. На кладбище пришло около двадцати тысяч человек. Так, хотя бы после смерти, современники признали Бетховена гением.

Людвиг ван Бетховен принадлежал к типу Меркурий. Это замкнутая натура с бурлящими в душе эмоциями. Периодически они выплескиваются в виде вспышек ярости или попыток самоубийства. Меркурию может казаться, что он окружен врагами (у Бетховена это ощущение усиливалось за счет тугоухости).  Такой человек борется с судьбой до полной победы или поражения. Людвиг ван Бетховен прошел «через тернии к звездам». Созданные им эпические произведения и поныне настолько актуальны, будто бы написаны нашим современником.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

WordPress шаблоны
Рейтинг@Mail.ru