Психотипы в гомеопатии

САМОЕ ДРЕВНЕЕ РАСТЕНИЕ

ЛИКОПОДИУМ

Это популярнейшее гомеопатическое средство имеет растительное происхождение и готовится из Lycopodium clavatum – плауна булавовидного. Растет он в хвойных лесах, широко распространен по всей России, Европе, Азии и Северной Америке. Растение имеет ползучий стебель, от которого вверх отходят пушистые веточки с колосками, наполненными спорами.

Плаун – самое  древнее на Земле растение. В палеозойскую эру его вечнозеленые предки были деревьями, высотой до 20 метров. От былого величия у плауна осталась только живучесть. Он имеет стелящийся побег, часто растет в виде кругов. В прежние века эти «ведьмины кольца» связывали с нечистой силой.

Ликоподиум применялся как сырье для приготовления зеленой краски, в пиротехнике, при формовке металлов. Использовался он и в медицине: при болезнях печени и почек, судорогах в ногах, эпилепсии, кожных сыпях, рожистом воспалении.

Для приготовления гомеопатического препарата используются споры. Они содержат алкалоиды, протеины, множество жирных кислот: олеиновую, стеариновую, пальмитиновую и другие. Интересно, что плаун накапливает в себе алюминий и кремнезем. Возможно, что этим объясняется некоторое сходство патогенеза Ликоподия с патогенезами Алюмины и Силицеи.

В гомеопатию ликоподиум был введен Ганеманом в 1823 году. Он является конституциональным, средством применяется для больных с нарушением белкового обмена, накоплением холестерина и мочевой кислоты. Такие пациенты имеют ряд сходных особенностей нервной системы, что позволяет выделить психотип Ликоподиум.

ЧЕЛОВЕК ЛИКОПОДИУМ

Внешность Ликоподия отражает человека сидячего образа жизни. У него плохо развиты мышцы, худая шея, узкая грудь, слабые руки, отвислый живот, варикозные ноги. Кожа бледная или с желтизной, на висках – темные  пятна, много родинок и других пигментаций.

Волосы с ранней сединой, залысины на висках. Голова грушевидной формы, часто наклонена вперед или вправо. Лоб высокий с горизонтальными, близкими к бровям, и вертикальными у основания носа морщинами. Уши слегка оттопырены, заострены кверху, узкие и длинные. Глаза глубоко посажены, живые, выразительные. Нос чаще прямой, губы тонкие, сжатые.

Интересен почерк Ликоподия. Он, как правило, аккуратен, собран, чаще мелок с бедной пунктуацией. Буквы прямые, иногда похожи на цифры, спускаются ниже строчки, узкие, связаны между собой, попадаются неразборчивые. Расстояние между словами одинаковое. Слева поля небольшие или отсутствуют. Справа остаются пробелы из-за того, что Ликоподий не любит переносов слова по частям.

В целом, особенности почерка выдают человека осторожного, рационального,  экономного, скрывающего свои эмоции.

В некоторых гомеопатических руководствах Ликоподиум (или Ликоподий) описывается как консерватор, постоянный в своих привычках и боящийся нововведений. Следует заметить, что это относится в первую очередь к нормам поведения. Эмоции – болезненная  часть натуры Ликоподия, поэтому он следует заведенному шаблону и хочет обезопасить себя от неожиданностей по линии чувств и отношений.

В жизни Ликоподия редко случаются непредвиденные обстоятельства, ведь у него хорошо работает так называемый «отрицательный прогноз». Уже с детства такой человек может предвидеть негативные последствия развития ситуации. Это врожденное знание откладывается и не его внешности – ребенок  может выглядеть как маленький старичок.

Ликоподий способен увидеть скрытые опасности и грядущие неприятности. Он может предостеречь от безрассудных поступков и указать на самый неблагоприятный ход развития событий. Видит несвоевременность и обреченность многих начинаний. Дает достаточно точные предсказания исхода предвыборных компаний и политических акций. Воспринимает мир целостно, системно и динамично. Осознает истоки вопроса, дает стратегический прогноз, анализируя прежние ошибки.

«Семь раз отмерь – один  раз отрежь», – жизненное кредо Ликоподия. Прежде, чем начать действовать, он многократно и скрупулезно все проверяет, охватывает проблему в целом, опираясь на фундаментальные знания. Умеет ждать и быть хозяином своего времени. Как писал римский философ Сенека: «Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владение природа».

Ликоподий предпочитает не подчиняться обстоятельствам, а использовать их. О чем бы ни размышлял, он видит события одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Слабостью такой личности является подсознательное игнорирование положительных возможностей. Для него позитивное – это наименее негативное («Из двух зол выбирают меньшее»). Ликоподиум лучше замечает те тенденции, которые содержат скрытую опасность. Начиная дело, он не рассчитывает на быстрый успех, ведь «нормальные герои всегда идут в обход».

Рассчитывая время, он учитывает расход на инерцию раскачки, помехи, осложнения. Поэтому обычно оказывается своевременным и не опаздывает. Ликоподий осторожен, предусмотрителен, не дает больших обещаний, не верит в сенсации. Склонен во всем разбираться сам.

Часто энциклопедически образован. Им движет стремление самоутвердиться, занять более высокую ступень – быть выше в области знаний, чувствовать превосходство над другими. В обществе, где продвижение в карьере означает «работу локтями» и «перешагивание через трупы», Ликоподиум может занять позицию стороннего наблюдателя. А потом будет жалеть об упущенных возможностях.

Чувства – самое  уязвимое место Ликоподия. Его призыв: «эмоции – в сторону!», – это не требование, а тайная мольба о пощаде. Ликоподий считает, что чувства должны подчиняться разуму. Он беззащитен перед бурным извержением эмоций. Чужие слезы и истерики приводят Ликоподия в растерянное состояние, когда он утрачивает способность трезвого соображения.

Стремясь избежать трагинервических сцен, он часто ведет себя неэтично, чем сам их и провоцирует. Ликоподий боится быть вовлеченным в этические игры, поэтому старается скрывать свое истинное эмоциональное состояние. Его маска безучастности – это  защита от возможной этической манипуляции. Однако результат часто бывает противоположным. У оскорбленного безразличием партнера может появиться желание сорвать маску Ликоподия, чтобы увидеть его истинное лицо.

Иногда обстоятельства заставляют «сухаря» опустить натянутые поводья чувств. Тогда происходит настоящий катарсис – бурный прорыв через страх с неведомым ранее удовлетворением от переживаний. Случается он редко, и со свидетелями этой сцены Ликоподий впоследствии старается не общаться. Окружающие вообще считают, что он не способен любить по-настоящему.

Ликоподиум боится сильных эмоций и театральных жестов. Говорить о своих чувствах красивыми, выспренними словами, а тем более падать на колени или петь серенады, он не в состоянии. Лучшее, на что Ликоподий теоретически способен – это  подарок любимой, но только, когда есть неопровержимые доказательства ответных чувств. Поэтому «сухарь» поздно заводит семью, часто не имеет детей и остается одиноким.

Что говорить об уверенности в эмоциях партнера, когда в своих собственных душевных переживаниях Ликоподий не уверен! Они то кажутся ему неопределенными, то противоречивыми. Иногда Ликоподиум даже может расписать избраннице совместное будущее в преувеличенно темных красках, причем сделать это рассудительно и отстраненно. И только, если она, отбросив логические доводы, уверенно скажет «да», сомнения Ликоподия разрешатся.

Он настаивает на официальности отношений (что придает уверенность), и не склонен жить в гражданском браке. Ликоподий может пойти на мезальянс. В любви он не ищет себе ровни – либо  отдает предпочтение тому, кто старше и знатнее (как Бальзак), либо тому, кто младше и беднее (набоковская Лолита).

Ликоподий может быть примерным семьянином – заботливым  добытчиком, верным партнером. Он не стремится иметь много детей и не вникает в уход за ребенком и его воспитание до школьного возраста. Ведь общение с маленькими детьми основано на эмоциях и ощущениях, а они у Ликоподия не развиты. Зато у него есть склонность постоянно выравнивать эмоциональное состояние партнера, проводя в жизнь принцип: «Учитесь властвовать собой!».

Особого разговора заслуживает женщина Ликоподиум. Она выглядит старше своих лет, прежде всего за счет проницательного взгляда, опущенных уголков губ и преждевременных морщинок. В двадцатилетним возрасте может вести себя как утомленная жизнью дама с прошлым.

Обладает острым критическим умом и не скрывает этого. Ее любимое занятие – учится. Дама Ликоподий проходит множество курсов: от компьютерных – до  фитотерапии, от астрологии – до  восточных единоборств.

На работе держится иронично и независимо. Рассказывает поучительные истории, сочиняет эпиграммы. Начальство ее уважает и немного побаивается, сотрудники часто считают «синим чулком». Ведь во внешнем облике у нее напрочь отсутствует сексуальность.

Ликоподий предпочитает форменную одежду, а если таковая отсутствует – одевает  белый верх, черный низ. Если и носит украшения, то недорогие, тщательно выполненные и небольшие. Выбирает янтарь, полудрагоценные камни, дерево и фруктовые косточки. Мода для нее вторична. Главное – удобство  и неброскость. Макияж и прическу делает только  по необходимости.

Может увлекаться диетами или вегетарианством из идейных соображений. Но чаще всего «заедает» свое одиночество и неудовлетворенность, из-за чего быстро приобретает округлые формы.

Ее мечта – сильный  эмоциональный партнер, которому она будет мудрой советчицей. Охотно посещает компании, знакомится и шутит с мужчинами, но тесных и длительных отношений наладить с ними не может. Быстро появляется скованность и нехорошие предчувствия. Она начинает обнаруживать у избранника серьезные недостатки и разочаровывается («Я так и знала!»).

Откровенно опасается близости, из-за чего после, казалось бы, счастливых свиданий, может надолго исчезнуть. Она так тщательно перебирает варианты, что часто остается в одиночестве. Сама не стремится к рождению детей, поэтому может выйти замуж за вдовца с подросшим ребенком, за которым уже не требуется нежный уход, но необходимо строгое воспитание.

Выйдя замуж, выступает домашней экономкой, экономя не только на спичках, но и на эмоциях. Дом – это  ее крепость. Очень любит помещения округлой формы, поэтому если есть возможность – выберет  квартиру с эркером (полукруглым выступом) и арками.

Жилище должно создавать ощущение безопасности и защищенности. Этой цели служат занавески, двойные двери, а внутри квартиры – удобные  ниши. Любит дерево, ковры, салфетки, растения (папоротники, кактусы), мягкое освещение.

Имеет хорошую библиотеку, состоящую в основном из исторической литературы и воспоминаний. Часто коллекционирует марки. Любит удобную деревянную мебель, неравнодушна к каминам. Охотно принимает у себя ограниченный круг друзей, уделяя больше внимания не столу, а интеллектуальной беседе.

Женщина Ликоподий – это  интеллигентная домоседка с высоким уровнем требований к своему избраннику и низким эмоционально-сексуальным потенциалом.

Ликоподиум — это работник умственного труда.

Его преимущества – способность  к прогнозу и рационализм. За глаза над Ликоподием могут подшучивать, как над «сухарем» или «тормозом». Он не является душой коллектива и объектом любви, но зато обычно уважаем.

Любит самостоятельную работу без суеты, штурмовщины и этических разборок. Предпочитает спокойный и методичный режим, чередуя разные виды нагрузок. Старается рационализировать трудовую деятельность.

Очень усидчив, тщательно выполняет кропотливую работу, склонен все перепроверять, любит инструктировать новичков. Всегда задает себе вопрос: «А зачем это нужно?». Будет прилагать усилия, если четко знает, когда и какой ожидается результат. Если Ликоподий является исполнителем, начальнику  нужно четко и однозначно заявить о сроке окончания работы и аргументировать это логически.

Ликоподий уважает сильных людей с твердыми целями, уверенно пробивающих себе дорогу. Роль теневого советника при могущественном покровителе для него идеальна. Именно такой он и видит свою карьеру, которую делает поступательно и неуклонно.

Если же обстоятельства складываются так, что он сам становится боссом, уязвимая воля Ликоподия начинает вести себя не совсем адекватно. Получив власть, он может превратиться в деспота, благосклонно слушающего лесть, игнорирующего чужое мнение, пренебрежительного и высокомерного. Таким образом, Ликоподий имитирует избыточность воли. Получается чванство вместо природной гордости, упрямство вместо упорства, тирания вместо демократии. «Тяжела шапка Мономаха» для Ликоподия, в глубине души он и сам это чувствует.

Ему противопоказаны профессии, где требуется быстрота действий, решительность в экстремальных ситуациях, эмоциональное сопереживание. Сильные черты Ликоподия – это  стратегическое прогнозирование и практическая логика.

При развитой способности к прогнозу, Ликоподий находит себя в макроэкономике (концептуальный анализ сложных проблем, оценка степени риска и экспертиза), в философии (в наших условиях – разработка  стратегий политических движений).

При выраженном интересе к прошлому в сочетании со скептическим умом – в  истории и архивной работе. В случае преобладания практической логики – в  математике, программировании и юриспруденции.

Как юрист, он больше всего подходит на роль судьи. Совершенно удивительным образом это перекликается с рекомендацией по применению растения ликоподиум для благоприятного исхода разбирательства. Совет старинного травника состоит в том, чтобы заинтересованное лицо держало при себе веточку ликоподиума во время судебного процесса. Считалось, что это направит исход дела в его пользу.

Встречаются Ликоподии и среди писателей (Оноре де Бальзак, Михаил Евграфович  Салтыков-Щедрин). Ликоподий склонен выражать свое мнение притчами с моралью в конце, иронизируя над человеческими недостатками. У него врожденный юмористический дар. Многие сатирики, с невозмутимым видом «травящие анекдоты», принадлежат к этому типу (Аркадий Арканов).

Встречаются Ликоподии и среди поэтов. Знаковые представители – Иосиф  Бродский и Саша Черный. В их творчестве не найдешь горячей любовной лирики. У Бродского – разнообразнейшие  оттенки настроения, но не страсти, у Черного – скепсис  и ирония. У них обоих – низведение  большого до малого с помощью метафор.

Живописцев среди Ликоподиев мало. Это либо пейзажисты, либо анималисты, ведь такому человеку легче выразить свое отношение к природе или животным, чем к себе подобному.

Встречаются Ликоподии аллегористы (например, Гойя с его Капричос). Капричос – это  фантастические картины-сатиры, с нападками на людские пороки: запеленатые аристократы, которых кормит людская глупость, осел-доктор, льстец-обезьяна, шабаш ведьм, сон разума.

БОЛЕЗНИ ЛИКОПОДИУМА

 На гомеопатический прием попадает обычно декомпенсированный Ликоподий. Его врожденный скептицизм перерастает в страх всего нового. Такой человек с трудом переносит изменения на работе и в семье, может не соглашаться на переезд или смену занятий.

Ликоподий изначально беспокоен внутри, но  выдержан внешне и обычно выглядит хладнокровным. В декомпенсированном состоянии он утрачивает уверенность в своих силах, становится очень нерешительным, боится обвинения в некомпетентности, опасается, что не выдержит стресса. Хотя относится к группе стрессотренируемых, для которой характерна постепенная адаптация и повышение резистентности с каждым новым этапом «школы выживания».

Уныние и чувство пресыщения жизнью охватывают его сразу после пробуждения. Страх одиночества сочетается со стремлением к уединению. Окружающие истощают Ликоподия, и он отгораживается от них обидами и ворчливостью.

Хорошая память сменяется забывчивостью на имена и буквы (при письме). Выдержанность уступает место грубости. Характерно, что  близких он называет по фамилии, а ругает, используя сравнение со зверями: «корова», «кобель», «слониха», «баран» и др.

Большинство жалоб Ликоподия касаются желудочно-кишечного тракта. Его неуверенность, желание показать свою значимость, врожденная скупость являются психологическим компонентом такой проблемы, как запоры. Стремление к престижу и несбывшиеся надежды перекликаются с желчной коликой. Непереносимость волевого давления психологически дает нелюбовь к поясам.

Другая область патологии — это кожа, которая связана с нервной системой генетически (они развиваются из одного зародышевого листка). Проявлениями неудовлетворенного стремления и безопасности являются потливость рук, ощущение зябкости или жара в ногах, кожный зуд, высыпания.

ЛИКОПОДИУМ  В  ИСТОРИИ

(Артур Шопенгауэр)

 Множество ликоподийных черт было у Артура Шопенгауэра. Будущий философ родился в феврале 1788 года в городке Данциг (ныне польский город Гданьск). Лишь небольшой залив отделял этот город от Кенигсберга (ныне Калининграда), где за шестьдесят четыре года до этого родился другой великий философ Иммануил Кант.

Родители Артура были достаточно состоятельны. Когда в 1793 году прусские войска заняли Данциг, семья перебралась в вольный портовый город Гамбург, где обосновалась в просторном старинном особняке. Воспитывали Артура в строгости и послушании. Когда мальчику исполнилось десять лет, его на два года отправили во Францию. В пятнадцатилетнем возрасте Артур вместе с родителями отправился в длительное путешествие по Европе. Около года он учился в частной английской школе, где воспитание розгами перемежалось с длительными церковными службами.

Обстановка в Европе начала XIX века была достаточно гнетущей. Всюду оставались следы наполеоновских войн. Семья Шопенгауэра вернулась домой.  В апреле 1805 года в их доме случилась трагедия – отец Артура покончил собой, бросившись с крыши дома. Причиной был очередной приступ меланхолии, вызванный супружескими проблемами и ухудшением дел в бизнесе. Не исключена и версия душевного заболевания, перешедшего по наследству от его матери – родной бабки Артура.

Торговое дело Шопенгауэров пришлось сворачивать, и семья перешла на пожизненную ренту. Мать и сестра Артура уехали в Веймар. Восемнадцатилетний Шопенгауэр остался, считая себя обязанным  продолжить дело отца. Но уже через два года он не выдержал и тоже уехал в Веймар к семье.

Мать Артура была постоянной посетительницей литературных салонов, и даже водила дружбу с Гёте. К сожалению, прожить с сыном под одной крышей им удалось недолго. Юный Шопенгауэр ревновал свою матушку к её поклонникам и не выносил  светского образа жизни.

В 1809 году Артур записался на медицинский факультет Геттингенского университета, однако вскоре увлекся философией. Он открыл для себя  Платона и Канта, разочаровался в Гегеле и Фихте. В 1812 году Шопенгауэр взялся за написание философской диссертации со сложным названием «О четверояком корне принципа достаточного основания» и вернулся в Веймар.

Там все пошло по-прежнему: ревность к поклонникам матери, зависть к её литературным успехам. Иоганна Шопенгауэр писала неплохие романы, быстро завоевавшие популярность, в то время как её сын-интеллектуал все еще оставался никому неизвестен. Зато он не только познакомился, но и по-настоящему подружился с Гёте. Таких теплых отношений  в течение всей своей последующей жизни у него уже ни с кем не было.

В этот же период Шопенгауэр открыл для себя индийскую философию, которая оказала на него глубокое влияние. Весной 1814 года Артур покинул Веймар и переехал в Дрезден. Там он создал свой первый объемный труд «Мир как воля и представление». Все построение этого философского произведения говорит о том, что  Шопенгауэр принадлежал к типу Ликоподиум.

Это интровертированный человек с развитой интуицией и логикой. Будущее видится им в достаточно темных тонах, и это находит логическое обоснование. Чрезвычайно примечательно, что  философ разрабатывал теорию мировой Воли именно как Ликоподиум, у которого личная воля  находится на уровне подсознания в роли так называемой внушаемой функции.

Артур считал, что у человека есть возможность  выйти за пределы мира феноменов туда, где действует Воля. Для этого нужно пытаться познать самого себя, то есть проникнуть в свое подсознание.  «Мы можем познать Волю единственным способом – через оценку ее роли в нашей жизни», –  это классическое ликоподийное  высказывание есть суть философии Шопенгауэра.

Воля понималась им как нечто безличное или даже приносящее страдания. Единственный способ избежать зла – это ослабить проявление Воли внутри себя (то есть не нагружать внушаемую функцию). С истинно ликоподийным сарказмом и пессимизмом Шопенгауэр описывал несовершенство окружающего мира и свое к нему отвращение. Но то была внутренняя жизнь философа. А что же его реальное земное существование?

Здесь все  тоже протекало по ликоподийному сценарию. Налаженная обеспеченная жизнь, с ежедневным посещением концертов, спектаклей и ресторанов. Артур умел поставить на место любого критика своих «слабостей». Однажды в ресторане он ответил своему соседу: «Сударь, я действительно ем втрое больше вас, но у меня и мозгов во столько же раз больше».

В сфере искусства Шопенгауэр считал наивысшей формой музыку, а сентиментальные романы вообще не удостаивал вниманием. Известно, что у Ликоподиума ролевой маской является сенсорика ощущений (в данном случае – музыка), а самым слабым местом – этика  эмоций (любовные романы).

«Мир как воля и представление» был опубликован в 1819 году. Шопенгауэр добился места приват-доцента в Берлинском университете, где в то время преподавал Гегель. Считая его простым шарлатаном, Артур поставил свои лекции на то же время, что и гегелевские. Каково было удивление честолюбивого философа,  когда его не пришел послушать ни один студент.

Чтобы как-то утешиться, Артур сблизился с юной артисткой Каролиной Медон. Он даже подумывал о женитьбе, как вдруг узнал, что у Каролины несколько любовников. Артур дал ей деньги, чтобы девушка от них отказалась, и уехал на целый год в Италию. За это время Каролина родила ребенка. Роман с ней перешел в вялотекущую форму и через несколько лет закончился. Однако Шопенгауэр упомянул Каролину в своем завещании, зато ни словом не обмолвился о молодом человеке, скорее всего, своем сыне.

В 1831 году в Берлине разразилась эпидемия холеры, от которой погиб Гегель. Шопенгауэр спешно уехал во  Франкфурт. В этом городе ему было суждено прожить двадцать восемь лет. Он постепенно превращался в брюзгливого старика, одержимого борьбой с шумом, боязнью микробов и желанием, чтобы никто не беспокоил.

Большую часть времени философ проводил за чтением, в его библиотеке было полторы тысячи книг. Кабинет Шопенгауэра украшали бюст Канта, портрет Гете и двенадцать гравюр с изображением животных. Постоянным спутником одиноких прогулок философа был его любимый пудель Атма.

По свидетельству современника, в эти годы Шопенгауэр выглядел так: «Старомодно одетый старик с пронзительными глазами, клочковатыми волосами, оттопыренными ушами, высоким лбом, выступающим подбородком и крючковатым носом».

Он становился все более педантичным, страдал навязчивостями и страхами. Пред сном перепрятывал ценности в потайные уголки, нередко клал в кровать оружие. Очень боялся микробов – никогда не брился у парикмахеров и постоянно  возил с собой свой набор посуды. Селился всегда на первом этаже, чтобы в случае пожара успеть выпрыгнуть в окно.

Он так и не женился, ведь: «Жениться – это на половину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. Любовь – большая помеха в жизни. С ее помощью заполняются тюрьмы и дома для умалишенных».

Годы шли, а слава так и не приходила. Лишь в 1853 году сначала английская, а затем и немецкая пресса заметили последнюю из работ философа «Украшения и упущения». Наутро Шопенгауэр проснулся знаменитым.  Юные почитатели  новой философской звезды, прознав, где обычно обедает кумир, заранее скупали места за всеми соседними столами. Шопенгауэр вел себя как обычно, подвергая собеседников язвительными колкостями. Но окружающие не обижались, полагая, что их осмеял самый утонченный философ современности.

В славе и почете Шопенгауэру довелось прожить семь лет.  В сентябре 1860 года  он скончался. Вероятно, далеко не все наследие философа дошло до нас. Ведь он часто писал свои заметки то на древнегреческом, то на латинском языках, то санскрите и прятал их между листами книг своей обширной библиотеки.

Идеи Шопенгауэра оказали огромное влияние на последующих философов, особенно Фридриха Ницше. Сам же гениальный автор писал так: «Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, зато избавила от очень многих трат».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

WordPress шаблоны
Рейтинг@Mail.ru