Наша родословная

Праздники

Кроме трудовых дней в жизни местного населения были и праздники. Основанием всех сельских праздников служили христианские церковные постановления. Каждое село и даже деревня имели своего  святого представителя перед Богом и свою  таинственную икону. Престольные праздники церковного прихода были связаны с тем святым, в честь которого был построен храм.

Так для Шудского прихода  являлся Николин день, который отмечался два раза в году: 9(22)мая и 6(19)декабря. Жители  деревень, относящихся к Варнавинскому монастырю, отмечали престол 11(24) июня в день святого Варнавы. Прихожане Богородского прихода отмечали свой праздник  в день Казанской Божьей Матери 24 октября(4ноября), жители Макарьевского  прихода праздновали свой престол 25 июля(8августа) и 12(25) октября, а жители  Антонихи праздновали Духов День.

В праздники посещали церковь, ходили в гости к родственникам в те деревни, где отмечался святой -покровитель. Каждая деревня имела часовню ( на месте часовни за Курдомкой  под  Антонихой до сих пор стоят могучие ели ), а в полях- столбик с иконой. В эту деревню приглашался священник с церковными иконами для молебна. Отдельные хозяева приглашали священника на молебен в свой дом или во двор . После молебна угощали своих гостей , а затем выходили на улицу , где сельские красавицы устраивали хоровод с пением песен. В домах играла гармошка, пели песни.

Глубокой осенью заканчивалась и работа женщин по обработке льна-тресты. Длинные  зимние вечера женщины и девушки занимали прядением льна и кудели. Семейные женщины делали эти работы дома, а девушки на посиделках (беседках). В больших деревнях и селах беседки устраивались в больших избах. Сюда приходили девушки с пряхами и парни с балалайками, гармошками не только из своей деревни, но и из соседних деревень.

Накануне христианских праздников посиделок не устраивали, но с праздника они проходили более оживленно. Сюда приходили из помещичьих усадеб дворовые люди с гитарами и скрипками. Смотреть на молодежные посиделки приходили и помещики со своими гостями, когда они приезжали в свои имения. В это время  посиделки освещались не лучиной, а свечами, молодежь наряжалась в лучшие платья. Керосиновое освещение появилось здесь в конце 19 века.

Среди веселых молодежных развлечений в зимнее время были так называемые святки. Они продолжались 12 дней от Рождества до Крещения. В святки маленькие дети ходили по избам славить ( колядовать)- они пели песенки-колядки, им подавали продукты или деньги ( этот обычай существует до сих пор ).

Взрослые девки и парни занимались гаданием: ходили в бани, на перекрестки дорог. Лучшим временем для гаданий считалась ночь накануне Крещения. Способов  гаданий было много , но предметом гаданий было то, что должно случиться в  новом году.

Наиболее веселым праздником считалась масленица. Основным увеселением   праздника было катание на санях, запряженных лошадью. Всю неделю пекли блины, ходили в гости, веселились до Прощеного воскресенья, когда перед началом Великого поста старались примириться с домашними, соседями и попросить у всех прощения, если кого-то обидели. А потом наступал Великий пост, время  обязательного  посещения церкви, время телесных ограничений (зачатие  ребенка по Великому посту считалось грехом, и некоторые батюшки таких детей отказывались крестить). Ограничения в пище разумелись само собой. Отсюда и пошла поговорка «не все коту масленица, будет и великий пост».

                   Реформа 1861 года — освобождение крестьян.

В период кризиса крепостничества за первую половину 19 века в России было зарегистрировано около 2-х тысяч крестьянских волнений. Из опубликованных в 1961-1963г.г  документов видно, что в пределах Варнавинского уезда произошло около 10 активных крестьянских выступлений. В ходе волнений среди крестьян выделялись волевые поверенные-ходоки. Крестьян тайно поддерживали отдельные уездные земские чиновники, которые писали им прошения, давали советы. Но движение крестьян носило стихийный и разрозненный характер.

Согласно тем же документам  борьба варнавинских крестьян выражалась в отказе от уплаты оброков и от барских работ, посылке ходоков в Петербург с жалобами императору, самовольной смене старост и управляющих, их убийства и, наконец, в вооруженном сопротивлении чиновникам и солдатам. В столкновениях с солдатами  до сотни крестьян уезда было убито и ранено, до тысячи наказано розгами и плетьми, посажены в тюрьмы и отправлены в Сибирь на каторжные работы. По числу и силе крестьянских волнений Варнавинский уезд занимал одно из первых мест среди уездов Костромской и Нижегородской губерний.

В конце 50-х годов , когда крестьянское движение в стране продолжало нарастать и его поддержала революционно-демократическая интеллигенция, правительство Александра Второго пошло на крестьянскую реформу. В декабре 1857 года царский рескрипт обязывал дворянские губернские комитеты обсуждать вопрос по «улучшению быта помещичьих крестьян». Согласно материалам, в Варнавинском уезде подлежало освобождению 18 тыс. помещичьих и 13 тыс. удельных ревизских душ крестьян.

По решению Костромского дворянского комитета норма душевого надела всех видов земельных угодий для крестьян при освобождении определялась для Поветлужских уездов в 6 десятин. До  реформы здешние крестьяне пользовались помещичьей землей примерно в том же количестве, по 6-7 десятин на ревизскую душу.

В марте 1861 года по всем церквам Варнавинского уезда на крестьянских сходах уездный исправник, непременные заседатели и становые приставы читали «Манифест и Положения 19 февраля 1861 года».

Многие помещичьи  хозяйства Поветлужья с отменой крепостного права не сумели приспособиться к новым условиям. От различных причин они разорились и свои лесные дачи заложили удельному казенному ведомству или частным предпринимателям. В частности, были проданы большие лесные владения графа Д.Н. Шереметьева ( с усадьбой в Макарье и Богородском), которые попали в ведение отдельных предпринимателей, образовавших в последствии »Северное акционерное общество».

Реформа 1861г. развязала активность крестьян, среди которых зажиточные стали заниматься лесной промышленностью, торговлей, становясь купцами. Город Варнавин  оставался центром торговой деятельности в уезде. Здесь продолжались еженедельные базары и три ярмарки в году (Троицкая, Варнавинская и Михайловская).

Базар на варнавинской  площади

Бакалейной торговлей занимались Ф.Т. Мутовкин, М.П.Зюзин, Ф.В. Малиновский, Л.М. Малышева, три брата Беловых, М.С. Рачинский и д. р. Торговал красным товаром И.Т. Мутовкин, галантереей — А.И.Поляков и  М.Ф.Бирючев  (фото магазина Мутовкина).

Торговая лавка купца Ф. Мутовкина (современное фото )

 Купцы первой гильдии братья Филипп и Иван Мутовкины происходили из местных крестьян. В 90-е годы они были мелкими «коробейниками», собирателями у населения тряпья. К 1910 году они превращаются в купцов первой гильдии. Филипп Тимофеевич на торговой площади Варнавина  строит для торговли каменный магазин, покупает пароход под названием «Петр». Его брат Иван Тимофеевич развертывает широкую торговлю в городе Ветлуге, где также имел каменный магазин.

Купец Петр Яковлевич Островский в молодости был хорошим портным из крестьян деревни Выползихи. Скопив деньги, он строит на площади Варнавина трехэтажное каменное здание под гостиницу (эти здания и теперь используются под торговлю).

Пароход «Димитрий» на Варнавинской пристани (фото начала 20-го  века)

 Красильников Иван Иванович в молодости прошел всю черновую работу крестьянина деревни Выползихи, затем службу десятника  в лесу у помещиков Смецких и лесопромышленника Воронцова. Позднее становится сам лесопромышленником.  Жил  в деревне  Выползиха, имел двухэтажный дом. Кроме того в Варнавине строит для себя дом, сохранившийся  до настоящего времени.  В 1911 году И.И. Красильников дом в Выползихе дарит земству под школу и просит присвоить название: »Выползовское земское училище, построенное в память 19 февраля 1861года иждивением  Красильниковых».

Вместе с купцом Абаимовым под деревней Михаленино они имели лесопильный завод и отправляли пиломатериал на Волгу.      И.Г. Попов  кроме торговли вином и водкой  имел двухэтажный пассажирский пароход под названием «Димитрий»(фото парохода «Димитрий»). По Ветлуге ходили пароходы и ветлужских купцов: В.Чиркину принадлежали пароходы — пассажирский «Петр» и буксиры-«Миша» и «Малютка». Братья Овчинниковы имели пароходы «Рассвет»и «Муравей»,а купец Стяжков –«Сережа».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

WordPress шаблоны