Наша родословная

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С. Пушкин.

 

Дела давно минувших дней…
( краткая историческая справка)

Наши предки, давшие начало роду Веричевых, пришли в Поветлужье с  севера, со стороны  Великого Устюга  в середине 18 -го века. Тогда этот маленький городок был своеобразным  котлом, где, как писал Л.Н.Гумилев, «закипала» русская пассионарность. Энергичные, любопытные к жизни люди отправлялись как Афанасий Никитин «за три моря», как Дежнев в кругосветные плавания по государеву указу, или же, как наши предки, сплавлялись по большим и малым рекам  в неизведанные, заросшие  лесными дебрями  края  Поветлужья. Чтобы решиться  на постоянное жительство в таких местах, необходимо было быть  человеком особого закала: нужно было не страшиться диких зверей, которыми были наполнены леса, не бояться одиночества и его естественных спутников — беспомощности и нужды. В подобных людях древняя Русь никогда не имела недостатка.

Бассейн реки Ветлуги представлял собой глухой край, населенный марийцами. Археологические исследования  подтверждают, что до появления в этом крае марийского, а затем и русского  населения, более  двух тысячелетий жили здесь племена  первобытных культур. Раскопки нашего Богородского городища показали, что основой  жизни людей того  времени была промысловая охота на бобров, куниц, медведей, зайцев. Сбыт пушнины в порядке обмена был хорошо  налажен. Имелись и домашние животные — свиньи, коровы, лошади. Была организована  плавка железа из местных озерных и болотных руд в земляных ямах. Жили общиной, глава которой избирался советом всех взрослых мужчин.

Проникновение  в Поветлужье русского населения происходило не раньше 14-го века, и направление раннего расселения  шло не с устья  реки Ветлуги вверх по течению, а с запада на восток с Унжи через водораздельные леса на Ветлугу.

Первые русские поселенцы в верховьях Ветлуги из Галицкого и Новгородского княжеств не могло жить без церковных погостов, без христианских книг, без  церковного богослужения. Для защиты храмов и русских поселенцев  Галицкое княжество подчиняет себе эту территорию. Так возникла Ветлужская  волость  в составе Галицкого княжества, а с подчинением  этого княжества  Москве  Ветлужская волость стала частью  Московского великого княжества. В 1443 году Москва добивается  от татарского хана  Ахмета  указа о переселении  марийцев с правого  берега Ветлуги в Заветлужье. Постоянные набеги татар и марийцев  на русские заволжские города, и монастыри  затрудняли заселение русскими территории среднего Поветлужья. Только в середине  15-го века отважился на поселение здесь  великоустюжский  священник  Варнава. Возникший на месте поселения Варнавы в  начале 16-го  века мужской монастырь положил начало заселению русскими среднего Поветлужья.( фото храма Преподобного Варнавы)

Вид на храм Преподобного Варнавы Ветлужского со стороны реки Ветлуги

Монахи Варнавинского монастыря  вели летопись, получившую название«Ветхой книги»,  которая писалась на протяжении 16-го века.

К 17 веку эта рукопись представляла собой  объемную «Ветхую книгу», которая хранилась в  монастыре до 1638 года. С причислением пустынника Варнавы  к лику святых Московский  Патриарх  Иоасаф Первый  в 1638 году  направляет  в Варнавину пустынь  игумена Пафнутия, который, ознакомившись с монастырем, забирает с собой  «Ветхую книгу »  и « свидетельства о  чудесах при  гробе Варнавы». По указанию Патриарха  иеромонах Иосиф Дядкин  пишет «Рукописное житие Варнавы ветлужского чудотворца», которое было направлено в  Варнавинский монастырь и хранилось там в Троицком соборе до разгрома большевиками  храмов  города Варнавина в тридцатых годах. (вид на Троицкий собор со стороны Дворянской улицы )

Вид на Троицкий собор со стороны Дворянской улицы

Большинство листов «Жития» занято чудесами по исцелению больных (в тексте приводится  50 примеров таких исцелений). В конце «Рукописного жития» дана «Выпись из книг како в прежние лета даны были жалованные грамоты  и в кои времена дана выпись с вотчинных дач и с  дозорных книг». Из этой «Выписи»  мы узнаем  о том, что Варнавинский монастырь как землевладелец получал жалованные грамоты  на право владения и над крестьянами. Так «Послушная грамота на крестьян» обязывала их  «на монастырь всякие работы  управлять, хлеб пахать и помещичьи доходы платить». Жалованные грамоты  были получены монастырем:

От государя и великого князя Василия Ивановича в лето 7038 (1530 г.) июня 26 дня на имя старца Савватия.

От государя и великого князя Ивана Васильевича в лето 7059 (1551 г.) июля 25 дня на имя старца Иова.

От царя Федора Иоанновича в лето 7103 (1595 г.) марта 8 дня на имя старца Феодосия.

От царя и великого князя Василия Ивановича Шуйского в лето 7114 (1606 г.) июля в 22 день на имя старца Давида  Хвостова.

От царя и великого князя Михаила Федоровича …

От царя Алексея Михайловича….

От царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи в лето 7197 (1688 г.) от 25 дня на имя  иеромонаха Михаила.

Итак, с прибытием  Преподобного Варнавы на Красную гору реки Ветлуги было положено начало 300-летнему периоду истории Варнавина  в лице Троицы Варнавиной пустыни.

В начале 16-го века по решению галичских уездных духовных и светских властей из Унжи была  направлена группа монахов и плотников во главе со старцем Сергием строить укрепленный мужской монастырь  на  Красной горе реки Ветлуги.

К концу 20-х годов 16-го века строительство церквей и других монастырских строений было закончено, о чем старец Сергий уведомил  московские и галичские власти. Московский князь Василий III жалованной грамотой от 26 июня 1530 года «велел им починком Минин с починками и со всеми исстари надлежащими угодьями и рыбными ловлями владеть неподвижно», а  послушная грамота обязывала крестьян  «на монастырь всякия работы управлять и хлеб пахать» (вид на Варнавинский монастырь со стороны речки Красница. Фото начала 20 века).

Храм Преподобного Варнавы – ветлужского чудотворца.

Вид со стороны Троицкого собора ( фото начала 20-го века )

 

Вид на Варнавинский монастырь со стороны р. Красница. (фото нач. 20-го века)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

WordPress шаблоны