Дорогие мои старики

ПЛЮМБУМ

Это свинец, мягкий металл синевато-белого цвета. Хорошо растворяется в кислотах и щелочах. В природе встречается главным образом в виде свинцового блеска (в соединении с серой).

Металл применяется в резиновой, керамической, стекольной, лакокрасочной, текстильной, спичечной, кабельной отраслях промышленности. А также для изготовления типографского шрифта.

До недавнего времени достаточно частыми были бытовые отравления свинцом. Происходило это при пользовании мукой (из протравленного зерна), от театрального грима, от продуктов, завернутых в свинцовую фольгу, от проживания в комнате со стенами, окрашенными свинцовыми белилами. Явления свинцового отравления называются сатурнизмом (по аналогии с отравлением ртутью – меркуриализмом). Эти термины берут начало еще от алхимических традиций.

В начале XX  века соединения свинца широко употребляли в медицине (при сифилисе, туберкулезе, эпилепсии, женских заболеваниях, экземе, пролежнях, геморрое, опухолях).

В гомеопатии Плюмбум используется, прежде всего, в случае тяжелой нервной патологии: прогрессирующей мышечной атрофии, постдифтерийных нарушениях, рассеянном склерозе, эпилепсии, парезах и параличах («висячая кисть», «конская стопа»), невралгиях и судорогах, мигренях и депрессиях  с галлюцинаторным синдромом.

Ещё одной системой, к которой свинец имеет отношение, является сердечно-сосудистая. Это тяжелые, далеко зашедшие заболевания: гипертоническая болезнь III стадии, облитерирующий эндартериит.

Используется Плюмбум при патологии мочеполовой системы: острый пиелонефрит, сморщенная почка, у женщин – выкидыши, нарушение месячных.

Гомеопатический свинец помогает при многих желудочно-кишечных заболеваниях, это: пилороспазм, кишечная колика, спастический запор и другие.

Длительные испытания позволили установить, что у людей, чувствительных к свинцу, имеется ряд сходных черт нервной системы. Это позволяет нам выделить психотип Плюмбум.

СФИНКС

Я, я, я. Что за дикое слово!

Неужели вон тот – это я?

Разве мама любила такого,

Желто-серого, полуседого

И всезнающего, как змея?

         В. Ходасевич «Перед зеркалом»

В этом эпиграфе сконцентрирована вся свинцовая душевная боль. А краткое описание внешности: «желто-серого, полуседого», как нельзя более соответствует типу Плюмбум.

Все гомеопатические руководства сходятся в том, что он выглядит старше своих лет (как и Ликоподий). Плюмбум обычно выше среднего роста, у него длинные конечности и пальцы на руках. Он худощав, с сухой, бледной, местами желтоватой кожей. Плюмбума выдают глубокие морщины, подчеркнутые скулы.

Лицо удлиненное, как вытянутый прямоугольник. Лоб достаточно высокий (выдаются переднебоковые части) – за счет этого форма лица может приближаться к трапециевидной, или даже  к форме «перевернутая груша».

Брови густые, черные, жесткие. Могут быть близко сдвинуты в области переносицы, а внешние концы слегка загнуты вверх. Глаза глубоко посажены, темного цвета, на радужке могут быть участки желтых пятен. Взор меланхоличен, недоверчив, взыскателен, подавлен. Конечно, выражение глаз меняется, когда Плюмбума охватывает гнев – тогда в них загорается  желтый пламень. Но, как правило, глаза смотрят «внутрь себя» или сквозь вас, пытаясь за внешним обликом окружения разглядеть его суть.

Нос длинный, тонкий, заостряется книзу. Ноздри жесткие, малоподвижные. Рот может быть большим, но губы очень тонкие и бледные («как ниточка»). Нижняя челюсть и нижняя губа могут выступать, как бы выражая презрение.

Плюмбум мужчина  склонен носить бороду. Она густая на подбородке, но редкая на щеках. Не бывает «лопатой», а обычно аккуратно подстрижена (Ведь он же не Сульфур какой-нибудь!).

Шея тонкая, длинная, под дряблой кожей проступает синева сосудов. Мышцы как жгуты, выделяется кадык.

Волосы темные, в молодости «черные, как смоль», затем тронутые ранней сединой. Но Плюмбум никогда полностью не лысеет – просто волосы становятся более редкими и появляются небольшие залысины в области лба.

Походка Плюмбума медлительна, но не заторможена (как у Бариты), а вдумчива. Мышцы слабые, кости выступают. Грудная клетка узкая, легкие стеснены, голос бывает хриплым или «каркающим».

На теле может быть обилие волос (а у женщины Плюмбум еще в юности пробиваются темные усики над верхней губой). Строение костной системы бывает асимметричным: одно плечо выше другого, хромота, сколиоз с переходом в горбатость. Бывает деформация челюстей, а зубы кажутся очень длинными, т.к. за счет пародонтоза оголяются их корни.

Весь внешний вид Плюмбума говорит о недостаточности питания, плохом кровоснабжении. Особенность его обмена веществ том, что  шлаки, накопленные ночью, выделяются в течение дня. Неудовлетворительное состояние печени и почек приводит к накоплению токсинов в организме.

Утром Плюмбум просыпается не освеженным, а угнетенным. Ему неведомо наслаждаться ярким солнцем («хуже в ясную погоду»), дышать полной грудью («хуже от ходьбы на открытом воздухе»), а тем более обливаться холодной водой («хуже от холодного душа»).

В Плюмбуме есть что-то от Сфинкса. Его мысленный взор обращен к каким-то далеким горизонтам: то ли он погружен в прошлое, то ли прозревает будущее.

Но таким Плюмбум становится в старости. В более молодые годы его активность бывает достаточно высока, и борется такой одиночка обычно за «абсолютную справедливость». Но в глубине души с тоской осознает бесперспективность воплощения своей идеи.

Что же справедливо для Плюмбума? То, что логично. Свою правоту он всегда доказывает. Уговоры и слезные мольбы – абсолютно не его стезя.

У Плюмбума развито аналитическое мышление. Он великолепно разбирается в различных классификациях, моделях и схемах. В отличие от Арсена, склонного к порядку в быту, Плюмбуму важнее логический порядок, а все остальное вторично.

Логика Плюмбума глобальна, при построении своей красивой, выверенной иерархической системы, он не учитывает таких «мелочей», как межчеловеческие отношения, интересы отдельных групп людей, бытовые проблемы. К его огромному  сожалению  и разочарованию, часто именно эти «мелочи» рушат стройное здание самой системы.

В молодости Плюмбум обычно активен социально, у него высоко развито чувство защиты справедливости. Если такой человек принимает для себя какую-нибудь идею, то служит ей самым фанатичным образом, подчиняя весь свой образ жизни.

У него свое представление о норме и роскоши. Аскетизм для Плюмбума является нормой. У «свинцового человека» немного физических потребностей, он мало ест и живет экономно. В молодые годы перегружает себя до пределов возможного. Как бы умерщвляет плоть в надежде дать простор духу. Любит читать философские книги, слушать духовную музыку.

Отгораживается от неудобных отношений. Если Плюмбуму кто-то не нравится, он этого не скрывает. Окружающие называют такой характер тяжелым. Плюмбум может быть равнодушен к родственникам, включая своих детей. Ведет себя черство, не понимает юмора, обижается на шутки. Недоверчивость превращается в подозрительность, практичность – в скупость, размеренность – в педантизм. Но это уже декомпенсированный Плюмбум.

Для гармоничного «свинцового человека» характерна умеренность. Но это не та «умеренность и аккуратность», о которой говорит, как об основной добродетели, грибоедовский персонаж Молчалин. Для  Молчалина умеренность есть состояние временное, это его стафизагрийная личина (см. главу «Стафизагрия»). А для Плюмбума – естественное положение вещей. Его программой можно назвать: «Ничто не слишком».

Сразу вспоминается, как по этим девизом пробовал отдыхать в земных условиях демон Кармадон из «Альтиста Данилова», и что из этого вышло (см. злоключения синего быка Васи из романа В. Орлова).

Итак, умеренность – это мир Плюмбума. Он не любит непредсказуемости и спонтанности, его стихия – трезвый расчет и хорошо выверенный план:

Чтобы не попасть в капкан,

Чтобы в темноте не заблудиться,

Чтобы никогда с пути не сбиться,

Чтобы в нужном месте

Приземлиться, приводниться, –

Начерти на карте план!

В. Высоцкий «Песня Алисы»

В плане Плюмбума могут быть даже такие детали: «Встать, умыться, вычистить зубы». Естественно, он способен проделать все это и без записей и напоминаний. Просто сам процесс планирования приносит удовольствие, а ведь именно удовольствия так не хватает в жизни  размеренного Свинца!

Плюмбум серьезен буквально во всем – в движениях, поведении, даже в игре. Он не любит беззаботных, а тем более недалеких. Но иногда с сожалением констатирует факт: «Дуракам всегда везет!».

Поведение Плюмбума выглядит аристократичным. Он обращает большое внимание на должности, звания и титулы. Сам стремится к образованию, дипломам и наградам. Никогда не надеется на везение или «помощь свыше». А опирается лишь на себя и свои точные расчеты.

Форма, порядок – становятся для него каким-то ритуалом, видом молитвы. Но они же опутывают Плюмбума невидимыми веревками. Во всех гомеопатических руководствах есть симптомы «стягивания» у подобного больного: «ощущение веревки в области пупка, тянущей кзади». Как точно это физическое описание перекликается с психикой Плюмбума! Ведь в итоге свитый им кокон   означает именно «тягу кзади», то есть регресс.

Иногда подсознательно желание нарушить незыблемый порядок проявляется у Плюмбума в его снах: «снится, что ворует с дерева плоды». Вот вам и скрытая иррациональность! А сон: «кровать полна муравьев» отражает, скорее всего, засилье мелких фактов, которые он не может разложить по полочкам. Сон: «люди кажутся куклами» – это проекция своего рационализма, превращающего и другие личности в механизмы.

Плюмбум – человек  правил и регламента. Он создатель и ревностный исполнитель законов и соглашений. Таким образом, устраняется непредсказуемость  и регулируются отношения. А вообще,  ему лучше всего в одиночестве или в компании единомышленника (младшего по возрасту, безропотно подчиняющегося). Плюмбум очень любит наставления и рекомендации. Берет на себя ответственность за других людей  и делами показывает свою заботу.

Плюмбуму хочется, чтобы его призывали на помощь в тот момент, когда необходимо принять важное решение. Он любит быть третейским судьей и хорошо справляется с этой ролью.

Какие же профессии выбирает Плюмбум? Те, которые требуют накопления и систематизации фактов, установления иерархических связей, проникновения вглубь вещей. Это личность, способная видеть далеко вперед, отделяясь от сиюминутности. Размышляет над силами, которые приводят в движение людские массы, и пытается найти свое место в истории.

Компенсированный Плюмбум способен стать удачливым политиком (в предсказуемой стране), крупным руководителем, работником юстиции (судьей, прокурором), ученым-первооткрывателем, банковским служащим, архитектором, директором школы, философом и даже астрологом.

Его зачаровывает глобальный порядок и системные закономерности. Они дают толчок к жизни, они же приводят к закостенению плюмбумной личности. А ведь Плюмбум стремится попасть в вечность и встретиться с бесконечностью:

Встреча обеспечена.

В плане все отмечено,

Точно, безупречно, и пунктиром…

 

Не теряйте, там-там-тирам

Линию пунктира!, –советует Алиса из «Страны чудес».

Хорошо, что путь отмечен не прямой линией, а именно пунктиром, что подразумевает некоторую свободу выбора для Плюмбума.

Гомеопат советует такому человеку не выкорчевывать с корнем все явные и мнимые проявления хаоса в его характере (ведь их и так мало!). Эти «изъяны» способны сделать восприятие плюмбумного мира более живым и ярким.

Вспомним, в конце концов, слова философа Ницше: «Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду!»

ПЛЮМБУМ В  ИСТОРИИ

(Георг Гегель)

Будущий философ родился в августе 1770 года в городе Штутгарте в семье чиновника. В детстве он отличался слабым здоровьем: в шестилетнем возрасте  чуть не умер от оспы, в одиннадцать лет перенес тяжелую лихорадку, а в семнадцать – малярию.

С юных лет Георг вел дневник, содержание которого свидетельствует о фантастической эрудиции и выраженном педантизме автора. Он запоем читал книги по философии, математике, астрономии, любил классическую прозу и поэзию.

С ранних лет у Георга проявилась склонность к систематизации материала. Свои выписки из прочитанного он сортировал  по рубликам и раскладывал в папки соответственно указанным темам.

В зрелом возрасте, создавая многотомные труды по философии, Гегель всегда делал ссылки на первоисточники по памяти. Он не любил отвлекаться от размышлений, чтобы лишний раз проверить точность  цитаты. Это лишь подтверждает энциклопедичность могучего ума философа.

Возможно, что склонность к педантичному «раскладыванию по полочкам» передалась Георгу от отца, чиновника в третьем поколении. Мать Гегеля умерла, когда сыну было  всего одиннадцать лет. Душевно близким человеком для юного Георга стала сестра Христина. Девочка была младше на три года и смотрела на умного брата с обожанием. Уже в зрелом возрасте Георг сформулировал принцип о том, что высшей формой любви является любовь сестры к брату. В качестве иллюстрации он ссылался  на трагедию Софокла «Антигона», в которой сестра, выполнив последний долг перед братом, покончила с собой.

В возрасте восемнадцати лет Георг Гегель поступил на богословское отделение Тюбингенского университета.  К этому времени интересы юноши уже выходили далеко за рамки богословия.  Он подружился с Гельдерлином и Шеллингом. Первый впоследствии стал одним из самых популярных немецких поэтов, а второй – известным натурфилософом. Оба в молодости были бунтарями-романтиками, что не могло не повлиять на Гегеля. Друзья восторженно приветствовали французскую революцию и мечтали о справедливом переустройстве мира.

Позже Гегель увлекся философией Канта. Труды этого мыслителя были малопонятными даже для искушенных умов. Но Гегель был в полном восторге, чувствуя в Канте родственную душу. Тем не менее, если Кант говорил о созерцании звездного неба как высшей форме наслаждения, то Гегель позволял себе достаточно циничные высказывания. Например,  о звездах он писал так: «Эта световая сыпь так же мало достойна удивления, как многочисленный рой мух».

В университете за Гегелем закрепилось прозвище «старик». Вероятно, это было связано с погруженностью юноши в книги,  склонностью все рационализировать и научно объяснять. Ко времени окончания университета Гегель понял, что богословом он не будет. В течение трех лет Георг работал домашним  воспитателем в состоятельных семьях Швейцарии.

В этот период им особенно остро ощущалось внутреннее одиночество, а успокоение приходило только от общения с природой. «Она помогает отгородиться от людей и не вступать с ними  в какие-либо соглашения», – писал Гегель в своем дневнике. Зрелище водопадов в Альпах поднимало его настроение, но сами горы наводили тоску. В целом жизнь в швейцарском Берне мало устраивала начинающего философа, поэтому он с радостью принял предложение своего университетского однокурсника Гельдерлина о переезде во Франкфурт.

По приезде Георга ждало разочарование – его приятель оказался влюбленным в некую замужнюю даму и посвящал свободное время общению с ней. Гегель опять почувствовал  одиночество, которое пытался преодолеть, погружаясь в сочинение стихов и религиозных трактатов. Один из них – «Жизнь Иисуса» – был опубликован много позже,  о чем философ сильно сожалел и даже пытался уничтожить весь тираж.

Во франкфуртский период своей жизни Гегель увлекся учением философа-пантеиста Спинозы. Его система, построенная по образцу евклидовой геометрии, представляла мир как гармоничное целое, подчиняемое абсолютной логический необходимости. Человеческое видение несовершенства, пороков и случайностей объяснялось следствием ограниченности разума. Однако Спиноза считал, что избранные люди способны постичь бесконечность в состоянии мистического озарения. Под влиянием Спинозы юный Гегель решил отказаться от развлечений, поэзии и даже ведения дневника. Вся последующая жизнь Георга Гегеля была попыткой выразить познание мира путем построения собственной всеобъемлющей системы.

В 1799 году умер отец философа, оставив сыну небольшое состояние в полторы тысячи талеров. Этой суммы было достаточно лишь на скромное проживание в небольшом городке. Гегель по приглашению своего друга Шеллинга переехал в Йену, где в 1801 году получил место  приват-доцента в университете.

Его жалование напрямую зависело от количества слушателей на лекциях. Увы, занятия Гегеля посещало всего четыре человека. Позже число студентов увеличилось до одиннадцати. Сбережения философа быстро таяли. Полезных знакомств он не заводил, а с другом Шеллингом разошелся во взглядах и практически не общался.

Ничто не могло заставить Гегеля сделать свои лекции более понятными для слушателей. Простые вещи тяготили его своей очевидностью, и Георг с трудом подыскивал слова для их описания. «Изъяснялся он неразборчиво, проглатывая половину слов, а вторую едва выговаривал  дрожащим плаксивым голосом, кашляя при каждом слове. Непонятные жесты, нюханье табака и затягивание лекций удивляло слушателей», – такую нелицеприятную характеристику Гегеля-лектора оставил нам один из его студентов.

Вскоре руководство университета, выполняя просьбу Иоганна Гете, перевело  Гегеля на должность экстраординарного профессора с жалованием в сто талеров. Времени у философа стало больше, и он смог спокойно заняться разработкой своего труда «Феноменология духа».

Со времен Канта считалось, что  серьезное философское произведение  должно содержать не менее восьмисот страниц. Гегель превзошел своего кумира по сложности и пространности изложения. В целом, философу потребовалось десять увесистых томов, чтобы в кратком виде поведать о своем миропонимании.

Разработанная Гегелем система могла объяснить практически все явления. В ее основу лег диалектический метод мышления: «Противоречие есть критерий истины.  Отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Гегель считал, что задача логики состоит в поиске истины. На вершину диалектического процесса он ставил Абсолютный Дух, доказывая, что объективная  действительность не может существовать независимо от мысли. Публикация «Феноменологии духа»  не смогла поправить материальное положение философа, и он был вынужден искать новую работу.

В тридцать восемь лет Гегель стал директором Нюрнбергской гимназии. Он уже давно отказался от революционных воззрений юности и считал, что смысл образования есть послушание. Директорские обязанности не отнимали много времени, и Гегель мог спокойно заниматься любимой философией. Но случилось так, у его основной любви появилась конкурентка в лице молодой девушки – восемнадцатилетней Мари фон Тухер.

В юности у Георга было особое отношение к женщинам. В дневнике он писал: «Мужчины гуляют с девушками, разлагаются и убивают время самим бессмысленным образом. На самом деле никакая любовь не бывает настолько сильна, чтобы жить одной ею». Позже Гегеля нельзя было назвать полным аскетом – в тридцатилетнем возрасте у его квартирной хозяйки родился сын, которого Георг признал своим.

Но поздняя любовь – это  особый случай. Дело усложнялось тем, что возлюбленная Георга была близкой подругой популярного писателя-романиста Жана Поля. Она привыкла к мужскому поклонению и экспрессии чувств. Гегелю пришлось тряхнуть стариной и тоже обратиться к стихам. Правда не романтическим, а философским, в которых детально обосновывалась диалектическая природа любви.

Как бы то ни было, в 1811 году состоялась свадьба. Торжество омрачило лишь появление бывшей квартирной хозяйки философа, предъявившей письменное обещание Гегеля жениться на ней. Для погашения конфликта потребовались не только уговоры, но и возмещение убытков. А у сестры Георга Христины после получения известия о женитьбе брата случился истерический припадок. Позже ее пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных.

Несмотря на трудности, семью Гегелей можно было считать счастливой. Мари родила мужу двоих сыновей – Карла  и Иммануила. Вскоре Георг забрал из Йены своего внебрачного сына Людвига. Но того ждала печальная участь – молодой человек завербовался воевать в Индию, где вскоре умер от малярии.

Житейские неурядицы не избавили Гегеля от желания развивать свою философию. Он создал большое произведение «Наука логики», благодаря которому обрел широкую известность. В 1816 году философа пригласили на должность профессора в Гейдельбергский университет. Работая там, он написал свою «Энциклопедию философских наук». Через год философ переехал в Берлин, где прожил около тринадцати лет.  Его лекции в университете собирали полные залы. Гегель фактически стал официальным философом Пруссии.

В 1821 году он опубликовал  свою новую работу «Философию права», посвященную политике и юриспруденции. Идеальное государство Гегеля предполагало: ограниченную власть монаха, парламент и суд присяжных. Его взгляды в значительной мере совпадали с прусской государственной идеологией. Не случайно в 1831 году король Вильгельм III наградил философа орденом Красного орла. Примерно в тоже время Гегеля назначили ректором Берлинского университета.

Когда в 1830 году во Франции случалась очередная революция, философ отреагировал на неё совсем не так, как в юности. Когда-то он с Шеллингом сажал «дерево свободы» на центральной площади, а теперь слег от переживаний. Политические воззрения философа плавно смещались от демократических к монархическим. Он писал статьи с критикой британской формы правления: «Народ никогда не знает, чего он хочет», и доказывал, что    Прусское государство имеет наиболее рациональное устройство.

В 1831 году в Германии разразилась эпидемия холеры. Семья Гегелей выехала за город. Но Георг не мыслил себя вне университета и через некоторое время  вернулся в Берлин читать лекции. Уже на третий день пребывания в столице он заболел, а на четвертый скоропостижно скончался. По завещанию философа  похоронили  рядом с могилой Фихте. Получив известие о смерти брата,  сестра Георга Христина покончила с собой.

Взгляды Гегеля распространились по всей Европе. Карл Маркс, приняв их на вооружение, впоследствии создал диалектический материализм. Гегельянцы считали свою философию  строго научной и верили в Абсолют, основанный на структуре науки.  Основные принципы — самоценность труда и очищение страданием, порядок и дисциплина, вера в истину и диалектика — отвечали требованиям эпохи.

Критиков у Гегеля практически не было. Лишь Шопенгауэр оставался при своем мнении: «Величайшая наглость в преподнесении чистой бессмыслицы, которую до сих пор можно лишь услышать только в доме для умалишенных, нашла  свое выражение у Гегеля». Возможно, что этот философ не занимался пристальным изучением всего наследия Гегеля. Возможно, ревновал  к его славе.

Нас больше интересуют не взгляды, а характер самого гения. Характеристику зрелого Гегеля нам оставил  один из его современников. «Суровые черты лица и сверкающий взгляд больших глаз внушали робость, но покоряла дружелюбная манера говорить. Доброжелательная улыбка была сравнима с лучом солнца, пробивающимся сквозь тяжелые тучи. Но освещала она лишь  часть ландшафта, в целом покрытого мрачной тенью».

С точки зрения гомеопата, философу наибольше соответствовал тип Плюмбум. Такой человек имеет развитое аналитического мышление, любит логический порядок, классификации и сложные иерархические системы. Разработанные Гегелем понятия: «абсолютная идея», «инобытие в себе самом», «для себя бытие», «абсолютный дух», говорят в пользу плюмбумной организации его сознания.

Философ стремился вывести законы мировоззрения  и имел разносторонние интересы: от истории до юриспруденции, от религии до эстетики, от глобальной логики до скрупулезного подсчета текущих расходов.

В конце концов, именно Плюмбум мог позволить себе знаменитую фразу: «Тем хуже для фактов» в ответ на замечание о том, что его теории не согласуются с реальными фактами. Таким был Георг Гегель – великий философ XIX века.

Страницы: 1 2 3 4 5

WordPress шаблоны
Рейтинг@Mail.ru