Гомеопатия для врача

Оскар Уайльд (1854-1900)

                                 Всякое искусство            совершенно бесполезно.

                                                                                                                 О.Уайльд

Жизненный путь и история болезни

Этот английский писатель родился в 1854 году в Дублине в семье врача. Дом Уайльдов был известен своими поэтическими и музыкальными вечерами, которые посещали многие знаменитости.  Так что Оскар еще мальчиком имел возможность приобщаться к высокому искусству. С детства он был увлечен  древнегреческой литературой, читал в оригинале Эсхила и других античных классиков.

После окончания школы Оскар поступил Оксфорд. Он не был примерным студентом и посещал только те занятия, которые ему нравились. Уайльд уже тогда считал: «Тому, что действительно стоит знать, не обучит никто». В годы учебы он жил в старинном доме с видом на Темзу. В квартире Оскара царила изысканная богемность: столовый сервиз гармонировал с цветом занавесок,  антикварные вещи – с предметами театрального быта.

Уайльд выделялся как своей внешностью, так и манерой поведения. Он был высокого роста, с несколько женоподобной фигурой.  На бледном лице отсутствовали признаки растительности, зато длинные кудрявые волосы доходили до плеч.  Костюм юноши  отличался изысканной небрежностью. В петлице всегда была фиалка, на пальце – перстень в форме скарабея.

Окружение молодого человека относилось к нему двойственно. С одной стороны, ловило каждое его слово, а с другой – завидовало. В местном театре была поставлена комедия, где главный персонаж представлял прямую пародию на Уайльда, распевая куплеты: «Я поэтичен, я эстетичен, Нарциссу вправду я сродни».

Сам Оскар  только подливал  масла в огонь. Почти любое его высказывание подхватывалось как афоризм.  Уайльд часто говорил: «Долг каждого разумного человека по любому поводу не соглашаться с тремя англичанами из четырех». Как-то при переезде через границу он ответил таможеннику: «Мне нечего внести в декларацию, кроме своего гения».

В тридцатилетнем возрасте Уайльд женился на двадцатишестилетней Констанции Ллойд. Она происходила из семьи юристов, своего отца потеряла еще в детстве, после чего ее мать снова вышла замуж. До свадьбы девушку опекала бабушка, источником существования служило наследство дедушки.

Молодожены были сильно влюблены друг в друга. Когда Оскар находился в отъезде, он посылал жене по две телеграммы в день и был готов примчаться из самого отдаленного места, чтобы побыть с Констанцией хотя бы час. Через три года после женитьбы у четы Уайльдов подрастало уже двое сыновей. Отец баловал  мальчишек – постоянно носил на руках, играл с ними, рассказывал занимательные истории. Но семейной идиллии было не суждено продолжаться долго.

Через несколько лет после свадьбы Констанция стала замечать, что Оскара значительно больше интересуют красивые молодые люди, чем юная жена. Вероятно, что Уайльд изначально был бисексуален, но в зрелые годы в нем возобладала гомосексуальная тенденция. Узнав о связи мужа с юным Робертом Россом, Констанция была шокирована, однако не стала  подавать на развод, желая сохранить семью.

До настоящего времени природа однополой любви остается малоизученной. Специалисты называют  много факторов формирования подобной ориентации. Это нарушение гормонального баланса (в случае Уайльда внешняя женоподобность была тому подтверждением), особенности воспитания в раннем детстве (мать Оскара хотела, чтобы родилась девочка, и первое время одевала ребенка в платьица), нарциссические черты характера (примером тому образ жизни писателя).

Идеалом гомосексуалиста является «мальчик-паж». Первоначальный интерес к женщине у таких людей вытесняется в подсознание, а сексуальное влечение смещается на мужчин. Часто гомосексуалист предпочитает партнера, в какой-то степени похожего на свою мать.

Развитие влечения может происходить различными путями. Но в случае Уайльда оно имело в основе нарциссическую природу. Оскар выбирал в любовники молодых людей, напоминающих его самого. И заботился о них с той же нежностью, которую хотел получать от матери в детстве.  Таким образом, он как бы наслаждался любовью к самому себе.  Кстати в столь любимой писателем Древней Греции гомосексуализм был  обычным явлением.  Это обуславливалось тем, что воспитание детей в те времена осуществлялось мужчинами-рабами.

Особенности личной жизни не мешали развитию Уайльда как талантливого писателя. Он сочинял сказки, стихи, прозу.  Роман «Портрет Дориана Грея» и в наши дни хорошо известен во всем мире. В предисловии к нему автор высказывает интересные мысли об искусстве: «Те, кто в прекрасном способен узреть его высокий смысл, люди культурные. Они не безнадежны. Но избранник – тот, кто в прекрасном видит лишь одно: красоту. В сущности, Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Всякое искусство совершенно бесполезно».

Для Уайльда искусство лежало вне практической пользы и, возможно, вне общепринятой морали. Современники оценили лишь пьесы Уайльда-драматурга. Успех «Идеального мужа», «Как важно быть серьезным» и «Веера Леди Уиндермир» превзошел все ожидания. Они покоряли изящной непринужденностью, тонким юмором, неподдельной естественностью. Когда автора спрашивали, в чем секрет его триумфа, Оскар обычно отвечал: «Надо подмечать серьезное в любых пустяках и пустяшное во всем серьезном».

В 1895 году, через месяц после оглушительного успеха очередной пьесы Уайльда, состоялся судебный процесс над писателем. В качестве улики фигурировало письмо Оскара к лорду Альфреду Дугласу. Сам юный друг Уайльда на суд не явился. Английское общество вынесло писателю суровый приговор. Судья констатировал: «Преступление, в котором обвиняется подозреваемый, настолько тяжко, что нужно изо всех сил сдерживаться, чтобы не дать волю чувствам, переполняющим каждого порядочного джентльмена. У людей, способных на такое, похоже умерло всякое чувство стыда. Это самый ужасный процесс, из всех, в которых мне приходилось участвовать».

Оскар Уайльд был заключен в Редингскую тюрьму, где провел два года. Приговор суда лишил его свободы, денег и общественного положения. Но еще раньше писатель был готов заплатить по счетам: «Я должен любить и быть любимым, неважно какую цену придется за это заплатить».

«Балладу Редингской тюрьмы» можно назвать вершиной поэтического творчества Уайльда. В ней он  с обнаженной правдивостью описывает состояние узника-смертника убившего свою возлюбленную. В этой поэме-исповеди угадывается и вина за боль, причиненную жене Констанции, и парадоксальное ощущение невиновности осужденного. Описанная казнь арестанта в некотором смысле уподобляется распятию Христа.

Отбывая наказание, Оскар не озлобился, а продолжал проявлять человеческие чувства. Известно, что он заступился за двух подростков, которых посадили за кражу кроликов. Уайльд заплатил штраф, и их выпустили. Впоследствии Оскар написал статью, обличающую судебное преследование детей: «Обращение с детьми ужасное. Ими занимаются люди,  не понимающие детской психологии. Ребенок способен воспринять наказание, исходящее от отдельного человека, но не кару общества. Ему вообще невдомек, что такое общество».

Как только Уайльд вышел из тюрьмы, он покинул Англию и поселился во Франции.  Бывшая жена выплачивала ему пенсию. Увы, в сорокалетнем возрасте Констанция умерла. А еще через два года в возрасте сорока шести лет ушел из жизни сам Оскар Уайльд. Незадолго до смерти он признался одному из друзей: «Мне незачем писать, потому что я постиг значение жизни. Писать о жизни нельзя – ее можно только прожить. И я жил».

Размышления над гомеопатическим диагнозом

 При постановке гомеопатического диагноза мы в первую очередь должны учитывать нетрадиционную сексуальную ориентацию О.Уайльда. Для лучшего понимания истоков мужского гомосексуализма обратимся к фундаментальному труду Отто Фенихеля «Психоаналитическая  теория неврозов».

Этот известный психоаналитик в первую очередь указывает на соматические конституциональные факторы формирования гомосексуальности. Обнаружение мужских гормонов у женщины и женских у мужчин связано с присутствием у эмбриона рудиментарных признаков противоположного пола. На основании соматической предрасположенности получают развитие психогенетические причины. Отвержение женщины гомосексуалистом может иметь генетическую природу.

Многие из них высоко ценят женщин как друзей и партнеров, но сама мысль об интимной связи неприятна. По мнению Фрейда, гомосексуалист настолько детерминирован наличием мужского полового органа, что отвергает сексуальные отношения с партнером без этого органа.

Психоаналитики видят истоки гомосексуальности в так называемой кастрационной тревоге.  Вид женских гениталий вызывает у мальчиков тревогу двум по двум причинам. Во-первых, они приходят к заключению, что можно стать таким же. Во-вторых, путем связи кастрационной и оральной тревоги, сами женские гениталии могут восприниматься как кастрационное орудие.

Однако, большинство гомосексуалистов сохраняют некоторое влечение к противоположному полу. Это касалось и Оскара Уайльда, который имел бисексуальную ориентацию. В этом случае мужчина либо ищет мужеподобную женщину, либо выбирает мальчиков с присутствием девичьих черт во внешности и поведении. Идеалом становится «мальчик-паж». В фантазиях гомосексуалистов  большую роль играют юноши в женской одежде и женщины в мужской. Таким образом происходит смещение возбуждения, изначально вызванного женщинами, на мужчин.

Очень часто гомосексуалисты выбирают объекты любви, у которых просматриваются определенные черты внешности или характера их матери. Интенсивность эдипова комплекса у них значительно выражена. Гомосексуалист идентифицируется со своей матерью. Далее развитие может идти в разных направлениях.

Нарциссический субъект  выбирает объект любви, напоминающий его самого, и относится к нему с той же заботой, какую желал бы получать от своей матери в детстве. Концентрируясь на избраннике, он тем самым наслаждается любовью к себе самому.

Тот же самый механизм действует и у мужчин-бисексуалов. В детстве они могли воображать себя девочкой, в зрелом возрасте выбирают «мальчишек-сорванцов». Они любят своих партнерш не как целостных личностей, а в качестве женской составляющей собственного эго.

Если развитие психики идет путем идентификации с матерью и одновременно анальной фиксации, то формируется желание удовлетворения тем же способом, что и мать (другая женщина). В этом случае у мужчин усиливаются женственные реакции.

Эдипов комплекс разрешается принятием негативной эдиповой установки, характерной для противоположного пола. Но пассивная покорность гомосексуалиста отцу (другому мужчине) скрывает бессознательное  желание лишить его при случае мужественности.

Женственные мужчины рассматривают свое пребывание в этой роли как временное, в качестве обучения «секретам мужественности» активного партнера. Отто Фенхель пишет: «Этот тип любви всегда амбивалентен в силу конечной цели (заменить мастера) и может быть назван  «любовью подмастерья». Каждый мальчик любит отца в качестве модели, на которую он хотел бы походить. Вхождение к отцу в доверие путем послушания и подчинения является зароком будущего могущества».

С учетом вышеизложенного, гомеопату уместно проводить диффдиагноз  между такими типами, как Игнация и Фосфор.

Игнацийные черты у О.Уайльда: романтизм, идеализм, глубокая эмоциональность, склонность разочаровываться, скрытые переживания, любовь к путешествиям, богемная внешность.

Он был высокообразован, утончен в восприятиях, обладал острым интеллектом. Вместе с тем, испытывал чувство  изолированности, одиночества, меланхолии, скрытого стыда.

Игнацийными мотивами проникнута знаменитая «Баллада Редингской тюрьмы». Она рассказывает о печальной судьбе убийцы. Но этот подсудимый вызывает у читателя не чувство осуждения, а скорее глубокого сожаления. Рассказ ведется от лица автора, который является заключенным этой же тюрьмы. Когда повествователь узнает, что часы смертника сочтены, им овладевают истинно игнацийные эмоции:

 

О боже! Стены задрожав,
Распались на куски,
И небо пламенным венцом,
Сдавило мне виски.
И сгинула моя тоска
В тени его тоски.

 

Я понял, как был легок шаг –
Шаг жертвы – и каким
Гнетущим страхом он гоним,
Какой тоской томим:
Ведь он любимую убил,
И казнь вершат над ним…

 

Рук не ломал он, не рыдал,
Не плакал ни о чем,
Но воздух пил и свет ловил
Полураскрытым ртом,
Как будто луч лился из туч
Лекарственным вином…

 

О! Есть ли мука тяжелей,
Чем мука о другом?
Его вина искуплена
В страдании твоем.
Из глаз твоих струится боль
Расплавленным свинцом…

 

Есть яма в Редингской тюрьме –
И в ней схоронен стыд;
Там пламя извести горит,
Там человек лежит,
В горючей извести зарыт,
Замучен и забыт…

 

Из уст его – куст белых роз!
Из сердца – алых роз!
Когда, к кому, в такую тьму
Решит сойти Христос,
Дано ль узнать? – смотри, опять
Цветами жезл пророс!

 

Фосфорные черты Оскара Уайльда явственно просматриваются в романе «Портрет Дориана Грея». В предисловии автор высказывает истинно фосфорные мысли об искусстве: «Раскрыть людям себя и скрыть художника – вот к чему стремится искусство. Художник не моралист. Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все. В сущности, Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь».

Подобно типичному Фосфору, Оскар Уайльд был изящен и утончен, художественно одарен, обладал ироничным интеллектом, развитой интуицией, свободолюбием. Писатель был влюбчив, эротичен, эмоционален, капризен. В молодости он всегда заботился о том, какое впечатление производит на окружающих. В зрелом возрасте его поведение выражало протест против общепринятой морали.

Так кем же был Оскар Уайльд – Фосфором или Игнацией? Автор книги предлагает третий, неожиданный вариант. Это Кониум. К гомеопату на прием приходит обычно декомпенсированный тип, поэтому мы знаем Кониума, как изолированного меланхоличного человека, депрессивного от подавления сексуальных желаний, с развитой неврологической и эндокринной симптоматикой.

Но не следует забывать и о ранних стадиях Кониума. О таких симптомах, как: последствия потери сексуального партнера, сильных эмоциональных страданиях, стремлении к абсолютной независимости, склонности к гомосексуализму.

Если оценивать личность Оскара Уайльда в комплексе, то данная версия  имеет большее право на существование. Ни Игнация, ни Фосфор не имеют той глубины эндокринопатии, которая просматривается у Кониума, и на которой, по мнению автора, базируется нарушение сексуальной ориентации.

Уайльд прожил жизнь компенсированного Кониума, продемонстрировав миру положительные Кониумные черты: независимость, наблюдательность, впечатлительность, заботливость, хорошую память. Писатель ушел из жизни до того, как его настигли проблемы пожилого Кониума. Оскар не раз говорил, что  не хочет становиться брюзгливым дрожащим стариком, и волею судьбы ускользнул от этой участи. Поэтому мы помним его молодым, остроумным, экстравагантным, самолюбивым и, безусловно, глубоко талантливым писателем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

WordPress шаблоны