Гомеопатия для врача

Феликс Мендельсон (1809-1847)

Он – Моцарт девятнадцатого века, самый светлый музыкант, который лучше всех видел противоречия времени и примирял их                                                                                                                                                                 Роберт Шуман

 Жизненный путь и история болезни

Феликс Мендельсон происходил из обеспеченной семьи. Многими биографами его жизнь представляется счастливой и безоблачной. Но с медицинской точки зрения это не вполне соответствует действительности.

Мендельсон родился в 1809 году в Гамбурге.  В его роду встречались выдающиеся личности. Деда Феликса, известного философа, члена прусской академии, называли еврейским Сократом. Он послужил Эфраиму Лессингу прообразом персонажа Натана Мудрого.

Воспитание в семье Мендельсонов было строго патриархальным, праздность считалась одним из главных пороков. Мать Феликса хорошо играла на клавесине и рано заметила музыкальные способности сына. Его педагогом стал Карл Цельтер, известный музыкант, друг Вольфганга Гёте. Феликс начал учиться игре на альте и фортепиано, а с десяти лет уже сочинял музыку и давал концерты. Родители лелеяли его талант, но со временем отношения между сыном и отцом осложнились из-за деспотичности Мендельсона старшего.

В семнадцатилетнем возрасте Феликс написал увертюру к комедии «Сон в летнюю ночь», что принесло ему мировую славу. Вскоре молодого композитора отправили обучаться в Лондон. Англия его совершенно очаровала и стала второй музыкальной родиной, а Шотландия вдохновила на грандиозную «Шотландскую симфонию».

В молодости Мендельсон отличался хорошим здоровьем, был отличным пловцом, неутомимым танцором, ловким гимнастом и заядлым наездником.  Первые проблемы с самочувствием появились у него после двадцати лет. Кабриолет композитора на полном ходу перевернулся, и он получил серьезные травмы. Были сильные ушибы и длительное кровотечение. В те годы открытые раны лечились примочками, диетой и кровопусканиями. Последнюю процедуру Феликс перенес плохо. В те дни он писал сестре: «Когда мне пускали кровь, все свежие мысли, которые были  у меня до этого, капали вместе с кровью в чашку, и я  стал скучным и вялым».

Мендельсон провел в постели два месяца, страдая от бездействия даже больше, чем от ран. Наконец, оправившись после травмы, Феликс стал собираться в турне по Европе. Но новая болезнь изменила его планы. В двадцатилетнем возрасте он заболел корью. Болезнь протекала достаточно тяжело, но к счастью обошлось без осложнений.

Весной 1830 года Мендельсон отправился в большое путешествие. Начал он с посещения дома Гете. Восьмидесятилетний поэт подружился с молодым музыкантом. Они часами беседовали о музыке и литературе, а на прощание Вольфганг подарил «дорогому другу Ф.М.Б.» лист из оригинальной рукописи  «Фауста».

Потом Мендельсона ждали Мюнхен, Париж, Зальцбург, Вена, Венеция, Флоренция и, наконец, Рим. В то время там проживал Гектор Берлиоз. Творческие разногласия не мешали музыкантам приятельствовать. Но Феликс не мог понять, как такой милый человек может писать такую ужасную музыку, как «Фантастическая симфония».

В Италии стояла необычно жаркая погода что не способствовало работе. «Климат здесь – для высоких господ, которые встают поздно, никогда не ходят пешком, ни о чем не думают, после обеда спят на диване, затем едят мороженое и ночью едут в театр», – писал Феликс в своем дневнике. Он посетил Милан, где познакомился со старшим сыном Моцарта, побывал в горах Швейцарии, а потом через Мюнхен вернулся в Париж. Маэстро везде ждал успех пианиста, но не композитора. «Реформационная симфония» не была принята из-за её схоластичности. Это стало первым большим разочарованием избалованного признанием публики Мендельсона.

А вскоре Феликс получил потрясшие его  известия о смерти любимого друга юности Эдуарда и кончине своего духовного учителя Вольфганга Гёте. Для своих современников поэт был символом нации. Он прожил долгую плодотворную жизнь и умер в восемьдесят три года. Мендельсон познакомился с Гёте через своего педагога Карла Цельтера. Были у них и другие общие знакомые.

Доктор Карл Густав Карус, который впоследствии проведет долгие дни у постели больного Мендельсона, был дружен с Гёте. Этот выдающийся врач своего времени заслуживает отдельного упоминания.

Карус служил лейб-медиком саксонского королевского дома, но при этом никогда не отказывал в помощи неимущим. Он написал несколько ученых трудов: «Психика», «Нервная система и мозг», учебник по гинекологии. Карус был очень разносторонней личностью – широко известны его работы о творчестве Шекспира и значении символизма «Фауста». Переписка Каруса и Гёте продолжалась целых четырнадцать лет. Выдающегося доктора избрали президентом Германской академии естествознания. Среди его пациентов были известные люди эпохи – Шуман, Лист, Гумбольдт и Мендельсон.

В 1832 году Францию охватила эпидемия холеры. Это смертельное заболевание пришло в Европу из Индии. Точные записи об эпидемиях холеры появились в шестнадцатом веке, хотя по некоторым источникам известно, что  в Индии она свирепствовала в течение тысячелетий. Лишь в 1817 году холера стала выходить за пределы Азии. В Европе она появилась в 1826 году.  Причины заболевания были непонятны, а лечение лишь ускоряло гибель больных. В наши дни хорошо известно, что главное при холере – восстановление водно-электролитного баланса. А в те годы  больных лечили … жаждой, полагая, что таким способом можно остановить поносы.

Мендельсон заразился этой опасной инфекцией: «Я был закутан в теплые одеяла, много потел, ничего не ел, принимал посещения и сочувствия и хотел послать все к черту. Я должен был употреблять мятные таблетки, скучать и ждать, чтобы вместе с потом  вышли моя злость и мои боли в животе. Холера принесла ужасное опустошение, люди думают не о музыке, а о коликах. Кто мог уехать – уехал, а другие по вечерам никуда не выходят». Видимо, у композитора была нетяжелая форма заболевания. Через несколько недель он поправился и покинул Францию.

В Лондоне Феликса настигло еще одно печальное известие – скончался  его учитель Карл Цельтер. Он пережил своего друга Гете всего на несколько недель. После смерти Цельтера место руководителя Певческой академии  стало вакантным. Мендельсон вернулся в Берлин и невольно был втянут в ссору по поводу преемника маэстро. В своей жизни Феликс еще не сталкивался с серьезными препятствиями. Тем горше было его разочарование, когда новым руководителем избрали не его, а более зрелого музыканта.

В одном из писем Мендельсон сетует на немецкий консерватизм: «Берлин стоит на том месте, на котором я его оставил три года назад… до сих пор ничего не произошло. Мы не засыпали и не проснулись – такое впечатление, будто времени нет».

В этот период Мендельсону пришло приглашение поехать в Дюссельдорф в качестве дирижера. С осени 1833 года он приступил к работе, но тут выяснилось, что оркестр имеет очень низкую подготовку, а на репетициях даже случаются драки. Далекий от музыкальных интриг Мендельсон не ожидал, что место руководителя потребует чего-то еще, кроме любви к музыке. В итоге он рассорился с директором и вышел в отставку. Освободившееся время маэстро посвятил урокам живописи, гимнастике и верховой езде. В этот период Феликс создает свои «Песни без слов», которые посвящает Кларе Шуман.

Атмосфера маленького Дюссельдорфа со временем стала раздражать Мендельсона: «Здесь ты окружен неприятными типами, моралистами, которые омрачают радость себе и другим; прозаическими сухарями, которые считают любой концерт грехом, любую прогулку – развращающей,  театр – серной лужей, а весну с цветущими деревьями и прекрасной погодой – гнилым болотом». Когда Феликсу пришло приглашение занять место музыкального директора в Лейпциге, он, не раздумывая, согласился.

В свои двадцать шесть лет Мендельсон стал самым молодым композитором, который когда-либо занимал  столь ответственный пост.  В Лейпциге музыканта ждал успех: «За дирижерским пультом пылающий взгляд его видел все и владел всем оркестром. Взоры музыкантов были прикованы к кончику дирижерской палочки. Если он  во время исполнения иногда позволял себе делать отклонение в темпе, замедляя или ускоряя его, то все происходило таким образом, что можно было подумать, будто это было заучено на репетициях». Многие критики отмечали быстрый темп Мендельсона. То ли дирижер хотел скрыть таким образом неизбежные погрешности оркестра, то ли это было выражением его постоянного внутреннего беспокойства.

Именно в начале  успешной деятельности в Лейпциге, полного надежд Мендельсона постиг удар, от которого он не смог оправиться всю свою последующую жизнь. На шестидесятом году жизни скоропостижно скончался его отец. Он умер от инсульта, так же внезапно, как и дед Моисей.    Для Феликса кончина отца означала не просто потерю близкого человека. Родитель воплощал для него ветхозаветные истины.

Феликс идентифицировал себя с еврейскими предками, но также тянулся и к христианству. Неким выходом из душевного смятения явилась его оратория «Павел». Вероятно, история этого апостола наиболее соответствовала внутреннему состоянию Мендельсона. Ведь иудей Павел после обращения в христианство продолжал уважать религию своего народа.

Оставшаяся вдовой мать композитора умоляла его найти себе женщину и скорее покончить с одиночеством. Мендельсону всегда были противны эмансипированные ученые дамы. И он влюбляется в юную Сесиль Жанрено, прелестную девушку с приятными манерами, но лишенную глубокого  образования и музыкального вкуса. В двадцать семь лет Мендельсон женится. За годы брака Сесиль родила Феликсу пятерых детей и  сделала счастливой его жизнь в качестве отца семейства.

Тем временем Мендельсону присвоили степень почетного доктора философии  Лейпцигского университета. Оратория «Павел» также имела большой успех. Феликс с головой погрузился в работу, взвалив на себя большие нагрузки. В это период у него усиливаются головные боли, периодически возникают  нарушения зрения и слуха. Одно время почти перестало слышать левое ухо, и Мендельсон испугался повторения печальной судьбы Бетховена.

Маэстро чувствовал  себя очень уставшим от бесконечного дирижирования. По настоянию  врача он решил провести несколько недель в небольшом городке на Рейне. Феликс был отличным пловцом, но это не уберегло его от опасного для жизни случая. Он плыл по середине реки, как вдруг потерял сознание. Если бы не помощь лодочника, композитор бы неминуемо утонул. Его глубокий обморок, во время которого появились судороги,  продолжался несколько часов.  Когда Мендельсон пришел в себя, то чувствовал себя совершенно обессиленным. После этого случая, головные боли он испытывал  еще  очень длительное время.

Тем временем в Пруссии взошел на трон Фридрих IV. Этот король-романтик создал условия для расцвета культурной жизни в стране. Феликс принял предложение  переехать в столицу, где в те годы с триумфом концертировал Ференц Лист. Мендельсон стал «генеральным музыкальным директором Берлина». В это период  у него много поездок между Берлином и Лейпцигом, невыносимые перегрузки, сильные головные боли. Несмотря на многочисленные обязанности директора, дирижера и пианиста, Мендельсон продолжает сочинять музыку.

Тем временем его ожидает новый удар – скоропостижная кончина матери. С этой поры страх потери близких не покидал музыканта. Маэстро сделался торопливым и беспокойным, пытаясь заглушить тоску в водовороте дел.  «Цветущая молодая радость уступила место раздражению и огромной усталости. Таких нагрузок у меня  еще не было – ложусь спать всегда в полночь, а уже около шести на ногах», – писал он сестре Фанни.

Отношения Феликса и Фанни – тема отдельного разговора и, возможно, ключ к характеру Мендельсона. Привязанность старшей сестры была безгранична. Она растворялась в безоглядной любви к брату: «Я стою перед твоим портретом и целую его, каждые пять минут, представляю тебя, боготворю тебя»,  – писала Фанни Феликсу.  Если такая сентиментальность иногда претила брату, то её ревность  доставляла ему удовольствие.

Фанни не была хороша собой и не торопилась замуж. Она жила музыкой и своими исполнительскими способностями не уступала известной пианистке Кларе Вик. Но из-за сильных религиозных традиций в семействе Мендельсонов у Фанни не было возможности   показать свой талант вне семейного круга. Отец внушал ей: «Ты должна серьезно и кропотливо готовить себя к единственной профессии женщины – домашней хозяйки… Музыка может стать для тебя украшением, но никогда основным базисом твоего существования… Твердо держись этих убеждений и такого поведения – они женственны, а ведь только женственность украшает женщину».

Фанни была слишком привязана к традициям, чтобы противоречить отцу. Она нашла утешение в тайном сочинении музыки  и полном посвящении себя интересам брата. «У него не было другого музыкального советника, кроме меня, он не доверяет ни одной мысли бумаге, пока я не проверю её».

О таланте Фанни Мендельсон стало известно только после 1965 года, когда ее неопубликованные сочинения перешли в фонд государства.

Тогда же обнаружилось, что  несколько «гениальных детских произведений» Феликса на самом деле были написаны Фанни. За свою жизнь она сочинила десятки пьес, так и не увидевших свет. Фанни Мендельсон скоропостижно скончалась  в возрасте сорока двух лет от инсульта. Узнав об этом, Феликс упал, как сраженный молнией, и долго лежал без сознания. Ему самому оставалось жить менее года.

К этому времени Мендельсон очень изменился. В его мыслях появились мистические элементы. Маэстро стал избегать людей и оставил дирижирование. В это период он создал самое мрачное из своих произведений – «Реквием для Фанни», в котором отразилось чувство пустоты, беспокойство и отчаяния.

В начале октября состояние Феликса резко ухудшилось. Его безуспешно лечили пиявками. В ноябре его разбил инсульт. Больного частично парализовало, но способность мыслить и говорить не утратилась. Свое состояние он описывал врачу так: «У меня ощущение, что  отдельные части  тела играют в шахматы. Вот наступает одна фигура и говорит другой: ты отступаешь. Потом говорит другая: теперь наступаю я». Больному ненадолго стало лучше – он даже пытался петь в постели. Но вечером 3 ноября Феликс вдруг вскрикнул от пронзающей головной боли и скончался.

С композитором прощались несколько дней, пока гроб с его прахом следовал из Лейпцига в Берлин. Мендельсона похоронили рядом с родителями и сестрой. Он прожил всего 38 лет.

Размышления  над  гомеопатическим  диагнозом.

 

Для прояснения диагноза Мендельсона важно проанализировать заболевания его ближайших родственников. Дед Моисей скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Эта же участь ожидала отца композитора. Сестра Фанни умерла в возрасте сорока двух лет от инсульта, а сестра Ребекка по той же причине в сорок семь лет. Так как никто из родственников Мендельсона не страдал повышенным давлением, то причины инсультов, видимо, кроется во врожденной аномалии развития кровеносных сосудов.

Самый вероятный диагноз  Феликса Мендельсона – аневризма одной из артерий головного мозга. В зависимости от локализации очага, симптоматика может варьироваться. Но основным клиническим симптомом являются повторяющиеся приступы сильных головных болей. Кровоизлияние может иметь ограниченный характер, и тогда организм способен справиться с ним самостоятельно. Но при этом бывают  нарушения зрения, приступы тошноты, онемение рук и ног, нарушения речи, параличи. Если из-за разрыва аневризмы кровь попадает в субарахноидальное пространство, большинство пациентов скоропостижно умирает.

Описанные симптомы врожденной аневризмы наблюдались у Мендельсона. С двадцати лет его беспокоили сильные головные боли. В тридцать один год во время плавания в холодной реке он потерял сознание, что сопровождалось судорогами. С этого времени головные боли уже не оставляли маэстро. Нарастали нервозность и раздражительность. Появилась усталость от жизни и предчувствие смерти.

Внезапное известие о кончине сестры явилось для Мендельсона страшным ударом. После этого известия он прожил менее полугода. Умирал композитор тяжело – он так страдал от пронзающей головной боли, что его крики и стоны были слышны во всем доме. Незначительное улучшение состояния сменялось новым приступом болезни, с тошнотой, рвотой и обмороками. Это была клиническая картина расслаивающейся аневризмы.

У постели больного неотлучно находились доктора Карус, Хаммер и Вальтер. Они были известными врачами своего времени, но вряд ли могли поставить точный диагноз. Ведь клиническая картина  аневризмы сосудов головного мозга была описана только в 1859 году английским медиком Уильямом Галлом, который писал: «Если молодые люди умирают от тяжелой прогрессирующей апоплексии, тогда возможно наличие аневризмы».

Современная медицина неплохо диагностирует это заболевание с помощью компьютерной томографии. Вовремя проведенная операция позволяет больным избежать преждевременной смерти. Во времена же Мендельсона  такой конец воспринимался или как злой рок, или как плата за счастливую жизнь.

К какому же гомеопатическому типу принадлежал Мендельсон? Здесь, безусловно, необходимо рассматривать нозологию в совокупности с личностными чертами. Основные препараты при апоклексии: апис, арника, бариум карбоникум, белладонна, геллеборус, лахезис, нукс вомика, опиум, рус, фосфор. Из них последнее средство более всего подходит для всестороннего описания личности Мендельсона. В пользу Фосфора говорит совокупность следующих симптомов (приведено по Materia Medica К. Геринга):

  • истощаемость от малейших неприятных  впечатлений;
  • легкая возбудимость, горячность, из-за которой потом страдает;
  • тревожность, страх смерти;
  • усталость от жизни, мрачные предчувствия;
  • изнурение работой и постоянным напряжением глаз;
  • жестокие головные боли в течение многих лет;
  • склонность к падению с потерей сознания;
  • после приступов больной бледен, измучен, с холодными конечностями;
  • снижение зрения;
  • притупление слуха на левое ухо;
  • длительная кровоточивость ран;
  • конституция: стройный с быстрым живым восприятием, чувствительным характером;
  • сверхчувствительность всех органов чувств к внешним впечатлениям;
  • апоплексия: хватается за голову и падает с криком.

Как истинный Фосфор, Феликс Мендельсон прожил яркую короткую жизнь и умер от кровотечения. Он был любим в семье и обласкан публикой. Фортуна благоволила к своему избраннику.

Вот что пишет об этом биограф: «Эта смерть на вершине была в полном соответствии с привилегией его существования. Так обласкан и богато одарен, так любим и обожаем… Земля не отказала ему ни в одной радости, небо даровало ему удовлетворение его душевных потребностей. Чего стоят против этой радости и мира часы досады, дни печали и огромного неудовольствия от фальшивых почестей, которыми его награждали. Быстрая смерть прервала его незавершенные работы и далеко идущие планы, она освободила его от страха и беспокойства мира и завершила это блестящее явление действительно счастливого человека».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

WordPress шаблоны
Рейтинг@Mail.ru